Здесь ковали Победу: железные кони для советских солдат

Общество

«Областное телевидение» специально к 70-летию Победы запускает новый телевизионный проект «Здесь ковали Победу». Мы будем рассказывать об оборонных предприятиях Урала, о вкладе рабочих в общее дело Победы. Сегодня отправимся в Ирбит, где в годы войны производили железных коней для советских солдат.

Это кадры времен Великой Отечественной. Только открывшееся производство мотоциклов в Ирбите. Сюда, на Урал, в 41-м эвакуировали конструкторов и лучших мотостроителей России. Запись короткая – снимать в те годы было просто некогда. У противника в начале войны на вооружении транспорта гораздо больше. Маргарита Култышева, ветеран мотоциклетного завода: «Мы в свое время понимали, что нашим солдатам надо тоже сесть на автомобили, мотоциклы, чтобы была техника и этот мотоцикл был настолько высокой проходимости, что он по любой грязи везде пройдет».

Маргарита Култышева – ветеран автомобильной промышленности. Об армейском мотоцикле М-72 может рассказывать бесконечно. За годы войны ирбитский завод выпустил почти 10 000 таких железных коней. Женщина вспоминает – специалистов не хватало. Тогда хрупкой девушке пришлось стать универсалом, научиться работать практически на всех станках. Не уходила с завода круглые сутки.

Трудиться приходилось в невыносимых условиях. Никаких выходных, отпуск только по серьезной болезни. Все для фронта, все для Победы. Страна нуждалась в мотоциклах – они подходили и для разведки, и даже для боев. Прямо в мотоциклетную коляску встраивался пулемет. Все приходилось собирать вручную. Васса Рыкова, ветеран мотоциклетного завода: «11 человек было на конвейере, все равно конвейер был. Стол, четыре стойки. Ставят раму, а потом все по очереди собирают мотоцикл – кто что делает».

Долгое время на заводе работали пленные немцы. В одну смену у станков русские – в другую те, с кем воевали. Вместе с ними бок о бок трудилась и Зинаида Юдова: «Во всем цехе были только электрик, мастер и вот я комплектовщица, и вот с этими немцами по всему цеху. Первое время мне, конечно, страшно было. Если куда надо пойти, просила мастера, чтоб он со мной сходил – боялась по цеху пройти. Один эсесовец был такой высокий, такой надменный, вот его действительно ненавидели».

Удивительно, но несмотря на все тяготы и лишения, на Ирбитском заводе успевали устраивать культурные вечера. В музее сохранились виниловые пластинки, под которые танцевали в редкие свободные минуты. Этот легкий настрой и полная уверенность в победе придавала рабочим сил. В 45-м на Красной площади в Москве парадным шествием проехала целая армия М-72.

Александр Буланов, директор музея Ирбитского мотоциклетного завода: «Вот что поразительно. В Тюмень тоже привезли Таганрогский мотоциклетный завод, даже раньше чем в Ирбит, а Тюмень не могла справиться – запустить производство. А Ирбит смог справиться, и в Ирбите оставили, в Тюмени завернули производство. У нас оставили, да так, что это стало градообразующее предприятие».

После войны купить мотоциклы «Урал» было сложно, люди стояли в очередях по несколько лет. Эти машины называли рабочей лошадкой. На «Уралах» и в гости и на работу. Сейчас вместо огромного градообразующего предприятия – небольшой цех, но здесь по-прежнему собирают мотоциклы вручную, хотя уже из импортных деталей.

Цена новых «Уралов» – от полумиллиона рублей. Оттого на российских дорогах эти мотоциклы не встретишь. Вся продукция идет за рубеж. Виктор Осинцев, директор по развитию Ирбитского мотоциклетного завода: «Большинство мотоциклов продается на американский рынок, на североамериканский. Это примерно, грубо говоря, 70%, а 30% в Европу. Мы продаем мотоциклы на том же рынке, где продают BMW, Ducati, мы должны соответствовать по качеству той цене, по которой продаем».

9 мая коллектив предприятия будет поздравлять своих ветеранов. Они как никто внесли свой вклад в общее дело Победы.

Виталий Федотов

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00