Уральские мультипликаторы готовятся к участию в Международном фестивале

Культура

Мы познакомились с уральскими художниками, которые создают мультфильмы для всего мира. Как рождается анимационное авторское кино, в героях которого каждый может узнать себя?

На производство одной шестиминутной серии этого мультфильма уходит целых три месяца. Над ней работают 40 человек: аниматоры, художники, продюсеры, режиссёры, актёры озвучки, музыканты. Этот мультфильм недавно начали показывать в Австралии, его создаёт екатеринбургский режиссёр.

Максим Куликов, режиссёр анимационного кино: «Это анимационный сериал для детей от 3 до 5 лет «Зебра в клеточку», производится на киностудии «Союзмультфильм». Я являюсь выпускающим режиссёром этой студии. Работаю над этим проектом вместе со своими коллегами в Екатеринбурге».

Работы уральских мультипликаторов показывают на главных детских телеканалах, они набирают миллионы просмотров в интернете, берут международные награды. Но в родном Екатеринбурге об этом мало кто знает. Куда больше таланты наших художников ценят в Европе.

Юлия Войтова, режиссёр анимационного кино: «Я живу в городе Валанс, это на юге Франции. Я сейчас делаю свой короткий метр, это анимационный мультфильм. Также я работаю параллельно, как художник-аниматор, на разных проектах. До этого я училась в Екатеринбурге».

Сегодня будущих мультипликаторов готовят в УрГАХУ. Кафедра графики и анимации ежегодно выпускает около десятка режиссёров. На постижение всех тонкостей ремесла у них уходит шесть лет.

Оксана Черкасова, профессор кафедры графики и анимации УрГАХУ: «У них очень много предметов, они заняты с утра до вечера. Они должны уметь делать анимационные движения, характер, должны сыграть роль. Нас Хитрук всегда учил: аниматор – это актёр с карандашом. Мы просим делать актёрские этюды. У них есть актёрское мастерство, драматургия мультфильма».

Персонажей своих мультфильмов авторы берут из реальной жизни, прямо с городских улиц. Сама улица может принять участие в фильме.

В данный момент уральская студия «Светлые истории» вместе с «Союзмультфильмом» работает над проектом «Уважаемые пассажиры», где главный герой отправляется в путешествие с вокзала, очень похожего на Свердловский.

«Это такая комедия-наблюдение, о том, как пассажиры разных плацкартных поездов едут в Абакан пару дней, и что с ними происходит. Главный герой – дембель, который возвращается домой к своей женщине. В конце оказывается, что его возлюбленная – это женщина, которая объявляет невнятно поезда в небольшом провинциальном городке. Как по мне, это идеальная пара. Образ молодого парня, который всегда стремится домой, солдат-срочник, и женщина, которая всегда стоит на вокзале и ждёт его».

Главная героиня фильма Алёны Томиловой ожила благодаря социальным сетям. Художница увидела пост в инстаграме и нарисовала мультфильм «Шуточка». «Это очень короткий анимационный фильм о том, как девочка взяла у мамы помаду, туфли, всю одежду и нарядилась. Это детская шутка, о том, что ребёнок хочет быть взрослым. Алёна увидела в инстаграме девчонку с выразительной улыбкой и дорисовала пастелью косметику. Эта девочка стала прообразом главной героини».

Алёна Томилова, режиссёр анимационного кино: «Я снимала фильм про типичную ситуацию с девочками, которые взрослеют через понимание окружающего, в том числе косметику и примерку разных образов. Этот пост был просто поддержкой мне, потому что анимация – это тяжело. Он в точности повторял мои ощущения в детстве. Я не смогла её не распечатать и не повесить перед собой. Работа мультипликаторов – это не хобби, она занимает полноценный рабочий день, в конце месяца люди получают зарплату. Но высоких гонораров или денег на производство массового продукта в уральской мультипликации нет».

Иван Вторых, продюсер студии «Светлые истории»: «К сожалению, с точки зрения бизнеса авторское кино не монетизируемо. На нём невозможно заработать денег, до широкого зрителя через эти механизмы оно не доходит».

Цель авторского кино – не получить выгоду, а донести до зрителя свои мысли, убеждения и переживания. Деньги на это может дать министерство культуры, но их хватит только на небольшой фильм, производство которого займёт не меньше года.

Если говорить, про уральских мультипликаторов, которые работают, скажем во Франции, цифры будут совершенно другими.

Юлия Войтова, режиссёр анимационного кино: «Здесь гораздо больше поддержки на кино и анимацию. На написание сценария мне дали лично восемь тысяч евро – это только сценарий. Эти деньги распределяются на максимум полгода, можно и быстрее написать».

Предположим, что создание сценария заняло полгода. Делим гонорар на шесть, выходит около 1300 евро в месяц, в переводе на рубли это 117 тысяч рублей в месяц – против наших 20 тысяч. Понятно, что уровень жизни везде разный, поэтому переведём эти суммы в понятную всем валюту – литры молока. Учитывая, что в Париже бутылка стоит 1 евро, а у нас около 60 рублей, производим нехитрые расчеты и получаем: 333 литра молока в Екатеринбурге против 1333 литра в Париже.

Большинство фильмов уральских мультипликаторов не показывают в кинотеатрах, их невозможно увидеть по телевидению и придётся долго искать даже в интернете. Чтобы попытаться познакомить зрителя со своим творчеством, режиссёры создали выставку, где можно увидеть отрывки их произведений и даже рабочий реквизит.

Сами создатели выставки уверены, что попав сюда, даже человек далекий от мультипликации сможет заинтересоваться и погрузиться в атмосферу анимации. Увидит, как создавались эти фильмы и поймёт, что в каждом из них есть частичка необъятной уральской души.

Максим Куликов, режиссёр анимационного кино: «Для меня уральская анимация – это люди, которые здесь живут. Мы такая большая тусовка, мы очень дружны, и эти люди интересны собой. Мы выросли на Урале, у нас очень похожий склад ума и мы делаем кино. Оно похоже только тем, что мы похожи друг с другом».

Николай Палкин

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00