Итоги недели: развитие ИТ-индустрии в республике Беларусь

Экономика
22 Декабря 2018, 21:00

Беларусь спортивная, промышленная, а теперь еще и высокотехнологичная. Съемочная группа ОТВ отправилась в Минск по приглашению руководства республики, чтобы увидеть, как меняется страна. В последние годы Белоруссия не только подтверждает статус надежного партнера для Среднего Урала, но и уверенно занимает лидерские позиции в мире по экспорту компьютерных услуг на душу населения, опережая США и Японию. Кто охотится за резидентами минской силиконовой долины и почему роботы все равно не заменят человека, выяснила Яна Юмакаева.

Маркером на стене: «Спасибо, Беларусь» – автограф на входе в минский парк высоких технологий оставили создатели одного из самых популярных в мире приложений для обмена сообщениями Viber. Его разрабатывали в этих стенах от стартапа до того момента, как японцы выложили за проект почти миллиард долларов.

Кирилл Залесский, руководитель международного направления парка высоких технологий: «В центре мы видим основателей мессенджера Viber, это бизнесмены Талмон Марко и Игорь Магазинник, которые в 2010 году пришли в парк высоких технологий Беларуси, основали здесь компанию Viber Media, и сегодня это известный во всем мире мессенджер».

На импровизированной стене славы и ребята, придумавшие «Маскарад» – забавное приложение для смартфонов, где можно примерить на себя разные образы. Белорусские программисты написали для него программу за 48 часов, а основатель «Фейсбука» Марк Цукерберг, говорят, купил за 100 миллионов долларов.

Парк высоких технологий – центр белорусской IT-индустрии. Мировые акулы бизнеса охотятся здесь за новыми идеями и стартапами. Ловить есть что: в списке резидентов почти 400 компаний. Для них тут крыша над головой, налоговые каникулы до 2049 года, компьютерная инфраструктура.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь: «Мне начала массово поступать информация, что где-то на кухнях за компьютерами собираются ребята, маленькие компании, выполняют заказы крупных компаний из-за границы. Яйцеголовых и у нас много, и в России. Я подумал: это ненормально – почему ребята на кухне? Надо место создать какое-то».

Именно президент Беларуси в 2005-м своим декретом, или, как говорят в России, указом, положил начало Кремниевой долины Восточной Европы – так теперь называют этот парк. Здесь разрабатывают компьютерные программы для бизнеса, промышленности и медицины. А эта система помогает найти преступников за считанные часы.

Алексей Кныш, директор компании –технического оператора республиканской системы общественной безопасности: «Видеокамеры в потоке людей сканируют электронный дискриптер лица и складывают его в базу данных. У нас список, допустим, разыскиваемых лиц, мы его загружаем в базу данных и вот мы можем видеть, что лицо 8 декабря заходило в метрополитен в 11 часов 21 минуту».

На виртуальных полях Беларуси трудятся тысячи человек. Александру Бобко 31 год, и он еще не самый молодой разработчик популярной онлайн-игры World of Tanks. Сейчас его команда, пока в рамках бренда, экспериментирует с дополненной реальностью. И это уже не игра – за этим будущее, уверен программист.

Александр Бобко, руководитель департамента спецпроектов компании – разработчика видеоигр: «Прямо здесь, на столе, происходят виртуальные сражения, в которых участвуют игроки World of Tanks, но мы наблюдаем за этим в дополненной реальности. То есть мы показываем своего рода будущее того, как мы будем потреблять видеоконтент – образовательный, исторический, игровой, любой, – при помощи дополненной реальности. В любом месте, где захотим и как захотим».

Парк высоких технологий поставляет пока не так много – чуть больше 2 % всего белорусского экспорта. Впрочем, в абсолютных цифрах это больше миллиарда долларов в год. Сумма, бесспорно, внушительная. При том, что искусственный интеллект внедряют и в традиционное производство – с конвейера в Беларуси сходят «умные» трамваи и поезда.

Новинка завода – вагоны для минского метро. Пока мы видим только каркас. Они первые в своем роде, сделаны полностью из алюминия, а значит, легче обычных и служат дольше – до 40 лет. Но их главная особенность – это интеллект. Благодаря системе автоведения состав сам останавливается там, где нужно, а водителю только остается нажать кнопку, чтобы открыть двери пассажирам.

Тысячи километров проводов тянутся вдоль каркаса вагонов. Здесь уже говорят об эпохе кибертранспорта: трамваи-беспилотники, составы с автоматической системой управления. И хотя технически это возможно уже сегодня, прогресс на заводе не представляют без рабочих, даже если те же сварщики теперь трудятся на станках-роботах.

Яна Юмакаева

Комментарии

Ctrl + Enter

Другие новости