Растим межзвездный лёд: уральские учёные станут ближе к разгадке тайны формирования жизни во Вселенной

В Уральском федеральном университете запустили экспериментальную установку, имитирующую космические условия. С ее помощью специалисты будут выращивать аналоги межзвездных льдов и изучать химические соединения и процессы, протекающие в них.

В лаборатории астрохимики смогут подробно изучить, как в экстремальных условиях космоса образуются сложные молекулы, которые потом участвуют в формировании чего-то живого.

На сегодняшний известно о наличии в космосе угарного газа, метилового и этилового спирта, недавно был найден глицин. Ученые уверены: есть и другие соединения, которые предстоит открыть.

«С помощью установки мы будем выращивать льды с контролируемым составом. С помощью турбомолекулярного насоса в небольшой камере будет создан сверхглубокий вакуум, аналогичный сверхплотному космическому пространству. Криостат охладит камеру до необходимой температуры – минус 263°C», рассказал руководитель научной лаборатории астрохимических исследований Антон Васюнин.

Затем ученые смогут помещать внутрь камеры водные составы, смешанные с различными органическими соединениями. Так они смогут узнать, какие химические процессы происходят в белках, аминокислотах при очень низких температурах и практически в полном вакууме.

В первую очередь, ученые сравнят результаты экспериментов с данными, которые получит инфракрасный телескоп James Webb Space Telescope. Он впервые сможет детально увидеть звезды и межзвездное пространство и получить инфракрасные спектры их состава, а ученые в лаборатории экспериментально изучат, какие химические реакции приводят к образованию подобных льдов.

Считается, что именно в частицах межзвездного льда происходят самые интересные химические реакции – молекулы образуют различные сложные вещества. Сведения об составе межзвездных льдов помогут приблизиться к ответу на вопрос: возможно ли зарождение жизни в космосе из обнаруженных органических соединений.

Фото: пресс-служба Уральского федерального университета