Учёные УрФУ вернулись из монгольской пустыни с космическим уловом

Ученые Уральского федерального университета вернулись из экспедиции по Монголии. Вооружившись специальными приборами, ученые выходят на «рыбалку».

Вместо водоема пустыня, а вместо приманки – магнит: «Я хожу с такой палочкой, подозрительные камни проверяю на магнитик. Не клюет».

В бескрайних песках пустыни Гоби уральские ученые ищут метеориты. Вот самый крупный образец – внеземной камень весит 800 грамм. Его обнаружил доцент УрФУ Лев Муравьёв. Говорит, распознать космический объект проще простого: «С достаточно большого расстояния я заметил, что лежит камень, отличающийся от других. Он более темный, большой, и по мере приближения я сразу понял, что это метеорит, вот так он выглядит».

А вот осколки другого метеорита найти оказалось сложнее: они в разы меньше. Но и эти «мальки» не ушли от технологичной удочки.

Александр Пастухович, руководитель монгольской метеоритной экспедиции Уральского федерального университета: «Нам удалось подсечь, как мы говорим, метеоритный дождь, – мы нашли четыре фрагмента одного и того же падения, некоторые из этих фрагментов даже складываются вместе, как пазл».

Пустыня Гоби, говорят ученые, – место не рыбное на метеориты. С 1949 года здесь найдено всего десять небесных тел. Зачастую поискам препятствует плохая погода. Этим летом в Монголии были проливные дожди.

Евгения Петрова, участница монгольской метеоритной экспедиции Уральского федерального университета: «Прошло много дождей, пустыня вся была зеленая, у нас даже возникало желание подать заявку на исключение пустыни Гоби из списка пустынь, потому что она вся в цвету. И лук, и ревень, и ирисы растут, много всяких растений, и она зеленая, искать поэтому было непросто».

Это четвертая зарубежная экспедиция уральцев. И если предыдущие радовали большим космическим уловом – ученые находили до 20 килограммов метеоритов, – то в Монголии удалось отыскать всего около двух килограммов небесных тел. Находки проходят сертификацию в Монголии. После уральцы начнут изучение метеоритов, и возможно, сделают новые открытия межпланетного масштаба.

Дарья Трофимова