25 лет взрыву на Сортировке: виновные так и не наказаны

Общество

Ровно 25 лет назад – 4 октября 1988 года – в районе Сортировки прогремел мощный взрыв. Тогда более 500 человек были ранены, 6 погибли. Вспоминая эту историю, наш корреспондент Павел Чумаков выяснил, что виновные не наказаны до сих пор.

Владимир Матюшенко с ужасом вспоминает трагические события 4 октября 1988 года. Ровно 25 лет назад на Сортировке из-за столкновения двух поездов прогремел мощнейший взрыв. На воздух тогда взлетело почти 100 тонн тротила и гексогена. «Воронка была по оси станции 60 метров, поперёк – 40 метров. Были разрушены все пути. Часть моста пешеходного улетела влево».

В результате крупнейшей техногенной катастрофы погибли шесть человек. Более 500 получили ранения. Почти в половине домов тогдашнего Свердловска выбило окна. Но самые тяжёлые разрушения были на Сортировке. Множество домов были буквально стёрты с лица Земли. Именно Владимир Матюшенко и занимался тогда расследованием этого ЧП. Владимир Матюшенко, старший следователь следственного отдела управления транспортной милиции: «Причина нашего взрыва лежала на поверхности. Я её установил за двое суток. После обрушения контактной сети в неё было подано 3 000 вольт. Мощный электроразряд прошёл через вагон и груз, вызвав его детонацию».

О последствиях мощнейшего взрыва можно судить по фотографиям. На чёрно-белых снимках, хранящихся в музее Свердловской железной дороги, видно разрушенные дома, искорёженные рельсы и обломки железнодорожной инфраструктуры. Татьяна Бекер, заведующая музеем СвЖД: «Глобальная катастрофа была. И очень много средств вложили в восстановление этой станции. Восстановили её в кратчайшие сроки. Буквально за 2-3 дня восстановили земляное полотно, уложили рельсы, шпалы».

Человеческий фактор и здесь сыграл трагическую роль. Следствие тогда обвинило в халатности простую стрелочницу. Но лишь посвящённые знают, что спусковой крючок взрыва нажала совершенно другая рука. Как позже выяснилось, диспетчер без всякой проверки отдал команду подать напряжение в разрушенную контактную сеть. Из праздного любопытства. Просто посмотреть, а что же будет. На столкнувшийся поезд упал провод и начал искрить, потом произошёл взрыв.

События той ночи вспоминает и Трофим Сатаров, почётный железнодорожник СССР. Он и по сей день пытается разобраться в причинах трагедии: «Одни говорили, что диспетчер не сработал, столкновение двух составов боком произошло. Другие поговаривали о диверсии, но потом это полностью всё отлегло».

Сейчас следователь Владимир Матюшенко пытается вновь вернуть дело на дорасследование. Настоящие виновники трагедии так и не были наказаны. Правда, спустя четверть века официальные структуры продолжают хранить молчание о деталях громкого ЧП. А уголовное дело уже давно затерялось в архивах.

Павел Чумаков

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00