Главный архитектор Екатеринбурга: нужно менять несовременные законы

Общество

В эфире ОТВ главный архитектор Екатеринбурга Андрей Молоков прокомментировал решение гордумы разрешить застройщикам не согласовывать внешний облик зданий.

Как проходил процесс согласования

Конечно, мы оспаривали это решение, доказывали, что это необходимая вещь, что мы всесторонне, комплексно рассматриваем объекты и стремимся, чтобы они были всегда достойны нашего города.

В согласовании архитектурно-градостроительного облика ключевое слово не только «облик», но и «архитектурно-градостроительный», поэтому в департаменте сформирована архитектурная комиссия, в которую входят начальник, главный архитектор, начальник архитектурного отдела, начальник юридического отдела, начальник отдела архитектурно-строительного контроля. Это уже комплексный спектр оценки, то есть мы смотрим права на землю (нет ли самовольного строительства), соответствие требованиям, которые прописаны в наших регламентах. Во всех этих документах прописаны требования к конкретным участкам. Они должны быть в своей зоне, они должны иметь соответствие ГПЗУ и так далее.

Основные архитектурные принципы

Архитектурные требования прописаны в стратегии пространственного развития. Она имеет десять принципов, по которым мы проверяем. Это эффективное, рациональное, бережливое использование городского пространства – то есть не надо переуплотнять территорию и в то же время не делать её незастроенной. Учёт природных ландшафтов – если есть зелёные насаждения, лучше их сохранять и рельеф, понятное дело, учитывать. Улучшение качества экологии – если есть железная дорога, автомобильные трассы, шумовые выбросы, то надо это всё учитывать и делать так, чтобы это не повлияло на будущих жителей.

Ко внешнему облику относится соразмерный человеку масштаб архитектурной среды. В городах с большими и небольшими домами себя по-разному чувствуешь. Существует уровень восприятия пешехода – когда мы идём по улице, то в основном видим застройку на уровне двух этажей. Этот фронт должен быть масштабным человеку. Это окна, двери, детали фасадов. Как правило, мы не смотрим наверх, и если высотное здание стоит так, что вокруг него и озеленение есть, и тротуары, и велодорожки, и зоны отдыха, то оно абсолютно не будет давить. Поэтому мы не против появления высотных зданий, но должны быть все соответствия. Мы против муравейников, не обеспеченных социальными объектами и инженерной инфраструктурой.

Застройка исторического района Уралмаша

Застройщик в рамках разработки проекта планировки оценивает потенциал территории, возможную плотность, возможное количество жилых квадратных метров, общественных объектов, необходимое количество парковок и детских площадок. Также он учитывает окружающую застройку. Представьте: есть квартал с участками под застройку или под расселение, и заказчик этим планирует заниматься. Есть окружающие кварталы со свободными территориями под озеленение, допустим.

Соответственно, когда идёт расчёт плотности проектируемого квартала, то учитывается этот потенциал, и в сумме получается нормативная плотность. Соответственно, он может построить среди пятиэтажной застройки, допустим, 16 этажей, даже 25 этажей. Если он все эти требования выполнил, то у нас нет оснований ему отказывать. К сожалению, архитектурные вопросы мы смотрим очень условно, без проработки архитектуры. Всяческие исторические обоснования, которые сейчас выдвигают жители, как правило, не рассматриваются, потому что у нас район Уралмаш – не историческое поселение.

Требования к собственникам участков

Есть проблема, которая кроется в нашем законодательстве – это так называемые собственники участков, которые выполняют всё в соответствии с нормативами, и там не требуется разработки градостроительной документации. Они проектируют жилые объекты, по которым мы не имеем права спрашивать, где будет садик, где будет школа, потому что этого нет в наших регламентах.

Что делать

Надо регулировать законодательство. У нас сейчас триада: бизнес, власть и общество, но есть перекос в сторону бизнеса, он является очень мощным лоббистом для принятия решений. Бизнес, руководствуясь несовременным законодательством, говорит: в Градостроительном кодексе нет требований согласовывать архитектурный облик, соответственно, не надо его согласовывать. И это всё законно.

Когда мы участвовали в судебных заседаниях, мы пытались донести свою позицию до судьи, до прокурора. Они кивали головой, говорили: да-да-да, всё очень важно, закон превыше всего. Соответственно, надо менять закон, и сейчас уже предложения в Государственную думу переданы, идут различные проработки. Мы надеялись, что изменения в Градостроительный кодекс будут введены осенью, тогда бы мы не дошли до этой ситуации, когда нам отменили согласование облика. Надеемся, что изменение в кодексе случится весной, и тогда мы будем стараться препятствовать согласованию тех проектов, которые не соответствуют регламентам.

Главный аргумент для застройщиков

Сейчас мы запустили новую работу, называется «Объёмно-пространственный регламент». Он будет регулировать высоту зданий в различных частях города, плотность застройки и требования к архитектурному облику. Эта работа должна быть комплексной, и её нужно обсудить с обществом, с представителями профессионального сообщества, в том числе застройщиков. Когда эти правила будут действовать, требования будут более объективными, хотя субъективизма в принятии решений сейчас практически нет. Поэтому мы будем совершенствовать требования к оценке качества архитектурных объектов, и я думаю, что от этого город будет ещё краше.

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00