Итоги недели: реликтовая деревня старообрядцев

Общество

Уникальное место на карте Свердловской области удалось найти на этой неделе съёмочной группе «Событий». На границе Висимского заповедника, недалеко от Нижнего Тагила живут старообрядцы. Их деревня называется Большие Галашки, население всего шесть человек. Там до сих пор крестятся двумя перстами, носят сарафаны, а ковши с водой не оставляют пастью кверху.

Деревня Большие Галашки на самом деле совсем небольшая. Закрытая ото всех лесами и горами, она расположилась на границе с Висимским заповедником, как островок уединения между мегаполисом и промышленным центром области. Зимой попасть к галашанам можно лишь на снегоходе, преодолев 40 км пути вглубь леса. Почти сразу за деревней начинается единственный на Урале биосферный заповедник – нетронутая человеком территория. Вход туда и сейчас разрешён лишь ученым и сотрудникам, чтобы природа оставалась в первозданном виде. Мы отправляемся на самую границу с запретной территорией.

На охраняемую территорию вокруг заповедника даже постоянные жители деревни Большие Галашки могут попасть лишь по пропускам. Правда, галашан на посту охраны знают в лицо – в деревне их осталось совсем немного. Раньше деревня Большие Галашки начиналась прямо за дорожным указателем, хотя ещё полвека назад это был процветающий населённый пункт со школой, магазинами, собственной пекарней и библиотекой. Сейчас здесь постоянно проживает лишь шесть человек.

Любовь Якушева родилась и выросла в Больших Галашках. Рассказывает: раньше любую свадьбу гуляли не домом, а улицей – в деревне проживало около 1 000 человек. Четыре сотни лет старообрядцы стекались сюда с реки Кержанец Нижегородской губернии. Так и звали их – кержаки. Начало расколу положила церковная реформа патриарха Никона 1653 года. Чтобы добиться единообразия Русской и Константинопольской церквей он изменил традицию богослужения. Были отредактированы тексты Священного Писания, а вместо двуперстного крестного знамени стали креститься тремя перстами. Даже Крестные Ходы стали проводить в обратном прежнему направлении, против солнца.

Унификация дала обратный эффект: от православных откололись старообрядцы, которые в свою очередь тоже разделились на два направления. На Урал приезжали в основном так называемые представители «беспоповства». Они не признавали новых священников, служивших после реформы патриарха Никона. На территорию нынешней Свердловской области староверы ехали в поисках работы. На уральских заводах они не подвергались гонениям и потихоньку строили свою жизнь. Но главное, что объединяло галашан, – это вера. Любовь Васильевна тоже пытается следовать традициям своих предков-староверов. Любовь Якушева, староста деревни Большие Галашки: «Маму привезли сюда из села Чусового, когда ей было 12 лет. Тятенька был крещён по старому обряду. Крестить детей было запрещено, но все знали: если родился ребёнок, всё равно надо крестить. Купель тогда у нас была большая, медная, здоровая. Она из дома в дом ходила».

История семьи – не только в памяти, но и на бумаге. У генеалогического древа Любови Якушевой 200 веточек – в семье старовера должно быть не менее девяти детей. От бабушки осталась и традиционная одежда старообрядцев: сарафан, пояс и лестовка – им уже более сотни лет.

Молитвы на старославянском даются Любови с трудом, но она, как и бабушка, вглядывается в витиеватые записи и так же крестится двумя пальцами. Троеперстие кержанцы не признают. Говорят, щепотью только табак и соль берут, а не Богу молятся. Следовать традициям Любовь Якушева старается и в мелочах: староверы никогда не оставляли ковшик для воды пастью кверху, то есть открытым, иначе нечистый проникнет.

«Всё закрыто» – это не только про воду. Закрыт и старый сельский клуб, где теперь собираются лишь кони и собаки, оставленные на самообеспечение. Электрические столбы здесь только для красоты: деревня будто отрезана от главного блага цивилизации.

Это один их последних сохранившихся домов, ему уже за 200 лет. В прошлом году в деревню заскочила цивилизация – оставшимся строениям стали присваивать адреса. Скоро и здесь появится табличка «улица Партизанская», но называли и называют её Верхней, потому что в историческом центре старообрядчества на Урале стараются думать не о войне, а о душе.

Алёна Кононова

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00