Назад в будущее: на вокзал Екатеринбурга прибыл «Поезд Победы»

Общество

Сегодня свердловчане смогли побывать в прошлом. В Екатеринбург прибыл «Поезд Победы», такой же состав развозил победителей в мае 1945. Первый путь платформы железнодорожного вокзала сегодня превратился в машину времени.

Фронтовой состав екатеринбуржцы встречают в платьях военных лет и с букетами сирени в руках, как тогда, в мае 45-го. Людям кажется, что они попали в прошлое. Эмоции бьют через край. Ветераны не могут сдержать слез, а в небо взлетают голуби.

Знаменитая «Лебедянка», а именно так называли паровоз серии Л, тянет за собой санитарный вагон, открытую платформу и теплушку. По сути, это госпиталь на колесах. Такие эшелоны в годы войны забирали раненых с фронта, но даже в пути им успевали оказать первую медицинскую помощь. Светлана Одиноких, директор музея истории Свердловской железной дороги: «Здесь могли провести самые обычные медицинские манипуляции, остановить кровь, наложить гипс. Если находили осколки, могли провести операцию по их удалению».

Александр Жижин работал на железной дороге с 1942 года и такие составы встречал сотни раз. Александр Жижин, ветеран Великой Отечественной войны: «В нашем районе все было заполнено, раненых очень много было. Работники вокзала помогали выгружать, на машины, на носилки. Дальше их всех разносили по палатам, палаты – это бывшие классы. Там вмещалось человек по 30-40».

Управлять «Лебедянкой» – кстати, это единственный сохранившийся паровоз на Свердловской железной дороге – целая наука. Здесь нет никакой электроники, управление – в ручном режиме. Андрей Завьялов, машинист: «Прежде чем научиться управлять данным паровозом, надо поработать кочегаром. Кочегар готовит уголь, подготавливает лоток. Кочегаром лет пять работают, потом переходят в помощники».

Нужно постоянно подбрасывать в топку уголь и следить за котлом, который приводит в движение поезд. Для этого в кузове паровоза всегда хранится запас воды и топлива. Сергей Морозов, кочегар: «В процессе испарения воды получается пар и давление в паровой части котла. Можно посмотреть, сейчас давление 10,5 атмосфер. Этого достаточно, чтобы паровоз мог самостоятельно двигаться».

После торжественной встречи «Поезда Победы» – не менее знаковое событие: открытие памятника «С чего начинается Родина». Алексей Миронов, начальник Свердловской железной дороги: «Низкий поклон, ветераны, мы говорим, что каждый из Вас сегодня может вспомнить своих близких, родных, друзей, отцов, дедов и разместить на мемориале ваши фотографии, фотографии ваших родных и близких. Мы благодарим Вас от всей души». Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области: «Мы еще раз вспоминаем о подвиге нашего народа, нашего солдата, которые сделали все и гораздо больше, чтобы разгромить эту коричневую чуму, нацизм. И даже не хочется представлять, что бы было, если бы не Ваш подвиг».

Следующая остановка «Поезда Победы» – Пермь, где он порадует фронтовиков воспоминаниями о самом радостном дне в их жизни.

Павел Осинцев

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00