Нижнему Тагилу 300 лет: промышленная империя Демидовых, первый в России паровоз и останки мамонтов

Общество

В этом городе знаменитый Акинфий Демидов построил промышленную империю, инженеры Черепановы изобрели первый в России паровоз, а краеведы нашли останки мамонтов. Мы начинаем серию репортажей про Нижний Тагил, которому исполняется 300 лет.

Место, где зародился Нижний Тагил. В 1696 году Пётр I указ: произвести на этой территории раскопки. Тогда на горе Высокой или, как местные называли её – Магнитная, и обнаружили железную руду. После этого все силы бросили на строительство заводов и возведение нового города – Нижнего Тагила.

Первый камень в основание чугуноплавильного и железоделательного завода в 1722 году заложили легендарные тульские предприниматели Никита и Акинфий Демидовы. Спустя всего четыре года на пустыре появился один из самых крупных и передовых заводов своего времени: здесь готовили к плавке руду, выжигали древесный уголь, выплавляли чугун, медь и железо.

Никита Попов, научный сотрудник нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»: «Когда завод был только построен, в начале XVIII века, в 1725 году высота печей была достаточно меньше. Они были не цельнометаллическими, как сейчас. Высота их составляла 7-8 метров, и складывались они из бутового камня».

До наших дней в рабочем состоянии сохранилась и плотина Нижнетагильского завода, построенная из лиственницы, глины и камня. Измельчение руды, закачка воздуха в плавильные печи и другие производственные процессы шли за счёт силы падающей воды. Позднее вдоль плотины проложили железную дорогу.

За порядком на заводе и окрестностях следили с горы Лысой. На вершине располагался дозорный пункт. Отсюда вид открывается на весь Нижний Тагил, в том числе и на чугуноплавильный железоделательный завод, от которого произошло ещё одно название горы – Лисья. По рассказам жителей, дым, который исходил из демидовских заводов, имел обличие лисьих хвостов. Это и стало поводом для названия. Если мы спустимся вниз – перед собой увидим каменное здание. В таких двухэтажных постройках с толстыми колоннами располагалось заводоуправление. Хранили за чугунными дверями и продовольствие.

Антонина Бунькова, руководитель службы развития нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»: «Заводчанам и заводским управляющим нужны были каменные постройки, чтобы обеспечить безопасность фуража, зерна, так как кормить надо было и людей, и животных».

Спустя столетие в Нижнем Тагиле вновь совершают технический прорыв. В 1833 году на Выйском заводе инженеры отец и сын Черепановы строят первый в России паровоз. Славился Тагил в России и Европе не только умельцами и железом, но ещё и медной зеленью – малахитом. В середине XIX века здесь действовало три месторождения, из шахт подняли на поверхность больше тысячи тонн зелёного минерала.

Анастасия Титова, заведующая филиалом нижнетагильского музея-заповедника «Музей природы и охраны окружающей среды»: «Малахит встречается в разных видах. Он может образовывать натёчные формы, полые трубочки, иногда он может нарастать в виде тоненьких иголочек. Мастера-малахитички любили работать с этим камнем, потому что малахит очень мягкий, податливый минерал».

Столетие назад в окрестностях Тагила обнаружили останки мамонта. Находку передали в историко-краеведческий музей. Вскоре выяснилось: это кости двух доисторических животных. Средства на реставрацию скелетов тагильчане собирали всем городом.

Сегодня в Нижнем Тагиле бережно хранят свою историю. Старинные заводы-гиганты, плотина, дозорные башни со временем стали музейными комплексами, которые посещают тысячи туристов.

Кристина Прилуцкая

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00