Сердце «Арктики»: строительство самого мощного атомного ледокола

Общество

«События» начинают серию специальных репортажей о строительстве в Санкт-Петербурге самого мощного и большого в России атомного ледокола. Детали для судна поставляют в том числе с Урала.

Это самый большой и мощный атомный ледокол в мире. У причала Балтийского завода судостроения в Санкт-Петербурге «Арктика» готовится покорять северные моря и устья сибирских рек.

Длиной как футбольное поле, высотой с 9-этажный дом – особенность этого ледокола в том, что он способен работать как на глубокой воде, так и на мелководье.

Другими словами, ледокол является двухосадочным. При погружении на 10,5 метров судно будет проламывать толстые океанские льды по Северному морскому пути, а при мелкой осадке – она составляет 8,5 метров – работать на неглубоких участках Енисея и Обской губы. Тем самым новый атомоход заменит собой сразу два ледокола, которые сейчас работают в устьях этих рек.

Константин Князевский, заместитель генерального директора по строительству флота ФГУП «Атомфлот»: «Чтобы он шел с большой осадкой и погрузился глубже под воду и имел большую ледопроходимость, ему нужно принять балластную воду, больше 10 тысяч тонн, а когда нужно будет выйти на мелководный участок в дельтах рек, в заливах, где нужна малая осадка, он откачивает воду и выходит».

На воду ледокол «Арктика» спустили в прошлом году и погрузили на него первый из двух парогенерирующих блоков, входящих в состав реакторной установки РИТМ-200. Ее поставляет группа предприятий Атомэнергомаш. По сравнению с другими транспортными агрегатами, РИТМ-200 гораздо меньше и безопасней и выдаёт 60 мегаватт мощности, что делает «Арктику» самым могучим ледоколом из всех существующих.

Сергей Черногубовский, руководитель проекта универсальных атомных ледоколов Балтийского завода судостроения: «Он рассчитан для того, чтобы проходить льды толщиной до 2,8 метра, до этого никто еще не мог, ни один ледокол такие преодолевать льды».

В данный момент готовность судна 45%. Детали для ледокола изготавливают по всей России. Часть из них привозят с Урала. Год назад в Санкт-Петербург уже доставили цилиндры низкого давления и конденсаторы, предназначенные для двух паровых турбин судна. Они – «сердце» ледокола.

Владимир Голованов, главный строитель головного универсального атомного ледокола «Арктика»: «Урал всегда вносил большую составляющую с точки зрения всей техники Российской Федерации, заводы Урала поставляют сюда большую часть труб – это Челябинский трубный завод, Уральский турбинный завод делает большое количество изделий, входящих в состав паротурбинной установки».

Производят конденсаторы и другие детали в Екатеринбурге. Для Уральского турбинного завода это возвращение к истокам. Свою деятельность предприятие более 80 лет назад начало именно со строительства турбин для малых судов. Чтобы создавать оборудование для «Арктики», рабочих даже пришлось переаттестовывать.

Валерий Хохлов, начальник цеха металлоконструкций Уральского турбинного завода: «При изготовлении этого конденсатора нами впервые была освоена технология по сварке титановых труб, это довольно-таки для нас, в общем, мы в первый раз этим занимались, был разработан специальный технологический процесс отделом главного сварщика. Для нас это шаг вперед, потому что до этого мы с таким материалом не работали».

Сейчас на заводе изготавливают детали для следующего ледокола «Сибирь». Работа кипит круглые сутки. Оборудование поставят в Санкт-Петербург уже этой осенью, а после приступят к производству турбин низкого давления и конденсаторов для третьего атомохода. Он будет носить имя региона, который внёс огромный вклад в создание самых мощных ледоколов в мире – «Урал».

Аркадий Козырев, заместитель генерального директора по производству Уральского турбинного завода: «В настоящее время мы изготавливаем оборудование для двух ледоколов проекта "Урал" и "Сибирь", работа выполняется в плановом порядке. Эта тема нам очень интересна, мы знаем проекты, которые прорабатываются на государственном уровне, и готовы участвовать в аналогичных проектах».

В северные воды России ледокол «Арктика» выйдет в 2019 году, а двумя годами позже – «Сибирь» и «Урал». После по заказу госкорпорации «Росатом» планируется создание еще более мощного ледокола «Лидер». Он обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Дарья Трофимова

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00