Дороги-реки и секреты Ермака

Эфир
Дороги-реки и секреты Ермака

Как связан поход Ермака с Леонардо да Винчи? Кто создал цикл художественных произведений о его подвиге и почему спортивная школа «Огонёк» в Пермском крае напрямую ассоциируется с именем легендарного казака? На эти вопросы мы ответим в очередной публикации в рамках проекта «Ермак. Большой поход». В его основу лёг сценарий первой серии одноименного фильма.

– Вся наша история связана с водой. Наши старинные города основаны по берегам рек. Во времена Ермака река – это не просто туристический объект и живописный вид. Это дорога в любой сезон: летом на судах, а зимой по ледоставу. Река – кормилица. Воды богаты рыбой, а берега – дичью, – рассказывает школьникам ведущий Александр Тарасов.

– Реки могли быть защитой летом: чтобы напасть на город придётся ведь реку переплывать! – предполагает Рома.

– А я читала, что по рекам на Руси все купеческие караваны ходили, – говорит Марина.

– Правильно! Великому Леонардо да Винчи приписывают авторство такого изречения: «Когда вы опускаете руку в реку, то вы трогаете "прошлое" тех, кто выше по течению, и "будущее" тех, кто находится ниже по течению». И все реки нашей необъятной Родины – свидетели былых великих дел, и воды их текут сквозь столетия. Цари, ханы, казачьи атаманы – всё ушло, а реки хранят память веков, – подводит итог обсуждения ведущий.

Юным географам предстоит познакомиться с историей Чусовой. Для этого они и приехали в этнографический парк истории этой реки.

– Итак, друзья, «Большой поход» начинается в этом парке на притоке Чусовой, реке Архиповке. Музей под открытым небом создан стараниями Леонарда Дмитриевича Постникова, основателя спортивной школы «Огонёк», краеведа и настоящего хранителя духа Прикамья. Он подарил стране не только десятки мастеров спорта, но и уникальный исторический комплекс, – рассказывает Александр Тарасов.

– Здесь же целая деревенская улица, заезжай да живи! – удивляется Рома.

– И не просто улица! Все постройки самые настоящие! Здесь и деревенская лавка, и крестьянские избы, и пожарная часть, и кузница, и часовни деревенские. Всё это свезли сюда со всех уголков края по инициативе Леонарда Дмитриевича Постникова, чтобы сохранить для потомков нашу культуру и историю! – продолжает рассказывать ведущий.

– А еще говорят деревянные дома недолговечные…Старинные избы по 200 лет стоят и ещё и «прописку» меняют! – добавляет Марина.

Самая древняя постройка парка – часовня возрастом в 400 лет, вывезенная из глухой деревни и заново собранная по бревнышку. В ней сегодня и открыт Музей истории похода Ермака. Туда участники проекта «Ермак. Большой поход» просто обязаны попасть. Посетителей, интересующихся историей освоения Сибири и личностью казачьего атамана, в музее привлекают картины художника Павла Фёдоровича Шардакова, посвящённые походу Ермака. Он написал их в 80-е годы ХХ века специально для музея. Картины выполнены в стиле строгановской иконописи на дереве. Использовались натуральные краски, которые Шардаков замешивал на основе яичного желтка. Всего было выполнено десять картин. Каждая из них отражает отдельные этапы похода Ермака в Сибирь.

2.jpg

– Ого, здесь в картинах вся история Ермака! – удивлён участник телеэкспедиции Иван.

– Да! Это картины заслуженного художника России Павла Шардакова. В конце прошлого века специально для этого музея мастер создал цикл картин «Поход Ермака», он хотел показать Ермака таким, каким его видит народ – героем мифов и легенд, былинным богатырём, буквально ставшим для Руси святым, – рассказывает ведущий.

– Как Илья Муромец? – переспрашивает Ваня.

– Точно, по сути, Ермак – наш местный Илья Муромец, – делает свои выводы Александр Тарасов.

– Это из-за этого картины такой формы, как будто в церкви? – интересуется Марина.

– Именно так! Это, можно сказать, иконостас в честь Ермака. Хоть церковь и не сделала его святым, за неё это сделал народ в дань заслугам. Сказ о походе казаков выполнен в иконописной традиции, причём местного, «строгановского письма». Даже краски смешаны по-старинному – на курином желтке, – рассказывает ведущий.

– А как художник узнал, как выглядел Ермак? – переспросил Рома.

– Естественно, прижизненных портретов Ермака никто не писал. Чтобы лучше понять, как мог выглядеть Ермак, Шардаков тщательно изучал ремезовскую летопись «История Сибирская», царские грамоты и архивы. Первый картограф России Семён Ремезов дал портрет атамана: «Бе бо вельми мужествен и разумен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, чёрн брадою и власами кудряв, рост средний, плечист», – приводит цитату Александр Тарасов.

– А что, вполне понятно всё, – соглашается Рома.

Имя Ермак может быть производным от Ермолая, Ермилы или Еремея, а может быть, это просто бытовое прозвище. В Речи Посполитой ярмаками называли людей независимых от общины, способных самостоятельно платить налоги, а в Казанском ханстве «ермаки» – вольные отшельники. Многие языки того времени слову «ермак» приписывали значение «вольный, свободный, независимый».

СПРАВКА
Ермак – мужское имя, имеющее распространение в России, первым известным носителем которого был русский землепроходец. Происхождение имени является дискуссионным. «Словарь русских личных имён» А.В. Суперанской даёт такое толкование имени Ермак: либо имя произошло от древнерусского разговорного слова «ирмак», то есть жернов для мельниц, либо это народная форма имен Герман, Ерм, либо как имя собственное слово «Ермак» появилось уже после распространения легенд о походе в Сибирь.

В разное время существовали разные объяснения происхождения имени Ермак. Так, профессор Никитский в своих «Заметках о происхождении имени Ермак» связывал его с именем Ермолай, полагая, что «Ермак» является его разговорной, сокращенной формой. Известный русский писатель Гиляровский связывал его с именем Ермил («Москва Газетная»). Существует также версия, что имя Ермак – это видоизменённое Еремей (Ерёма).


Продолжение следует