Эксперт: системы антиплагиата в вузах уже умеют распознавать текст, написанный нейросетями

Эфир
В программе События. Акцент

Об использовании искусственного интеллекта в образовательном процессе и влиянии технологий на жизнь и работу рассказал в программе «Акцент» директор Института цифровых технологий управления и информационной безопасности УрГЭУ Александр Коковихин.


– Вы, как профессионал в сфере цифровых технологий, в нейросетях видите больше пользы или вреда? И не получится ли так, что совсем скоро мы сами перестанем думать и всю работу отдадим им?

– Нейросети – это лишь одна из технологий искусственного интеллекта, движущая сила 4-й промышленной революции, которую в 2018 году провозгласил Клаус Шваб, президент Всемирного экономического форума. Так же, как и во всех предыдущих промышленных революциях, новые технологии не только сокращают рабочие места, но и создают массу новых.

Вот если вспомнить самую близкую к нам третью промышленную революцию 80-90-х годов прошлого века, когда появились компьютеры, средства связи, зарождение интернета и прочее, исчезла, например, такая профессия как машинистка, но появилась масса новых профессий, связанных с обслуживанием компьютерной техники. Это системные администраторы, программисты, тестировщики и так далее. Точно так же искусственный интеллект создаёт массу новых рабочих мест. Начиная с аналитиков данных, включая сюда всех тех, кто занимается у нас машинным обучением, обслуживанием искусственного интеллекта.

Это профессии значительно более интеллектуальные, например специалисты решают такие задачи, как предотвращение логарифмической предвзятости, поиски уязвимости и прочее. В нашем университете новым содержанием таких традиционных направлений подготовки, как бизнес-информатика, стала дата инженерия, информационная безопасность, безопасность алгоритмов и данных искусственного интеллекта. Прикладная информатика, традиционно готовившая специалистов для разработки и обслуживания информационных систем предприятия, теперь обязательно включает отдельные дисциплины по искусственному интеллекту.


–То есть искусственный интеллект и цифровые площадки и сами нейросети – это тот механизм, который в любом случае необходимо обслуживать? И не получится такого, что нейросети сами себя начнут обслуживать и их алгоритмы будут сами по себе существовать?

– Ни в коем случае. Он создаёт массу новых рабочих мест. И по нашим даже традиционным специальностям сотрудники университета, преподаватели, доценты, профессоры очень активно используют сегодня и чат GPT, и Midjourney для разработки наших презентаций, которые позволяют сделать учебный процесс более интересным и увлекательным для студентов.


– Вот, кстати, по поводу этих нейросетей, которые вы только что перечислили, они уже создают тексты, которые можно даже не рерайтить, а опубликовывать где-то в том числе. Многие пишут курсовые работы, известны случаи, когда ловили человека вообще на дипломе, написанном нейросетью. Есть какие-то уже алгоритмы, которые помогают отличить человеческий текст от машинного, и как вы отлавливаете таких студентов?

– Сегодня искусственный интеллект позволяет нам существенно увеличить количество заданий, которые мы предоставляем студентам. Известный факт: сейчас за один день человек потребляет больше данных, чем средневековый крестьянин за всю свою жизнь. Естественно, нужны новые инструменты, которые облегчают нам эти задачи. Искусственный интеллект – один из таких инструментов.

Система антиплагиата уже решает задачу по выявлению работ, созданных не человеком. В частности, они выдают результат подозрения на искусственно сгенерированный текст. Другое дело, как мы должны на это реагировать. Здесь всё зависит от того, как ставилась задача. Если задача стояла подготовить абсолютно самостоятельный текст, то, естественно, это будет прецедент для принятия каких-то мер, направления на исправление и так далее. Но если мы говорим о подготовке экономистов и подготовке специалистов в области информационных технологий, то здесь существенной угрозы нет, так как экономические задания практически всегда носят уникальный характер. Здесь вам не сильно поможет решить вопросы анализа отчётности конкретного предприятия искусственный интеллект.


– То есть, нет такого ещё, что можно загнать данные и получить аналитику?

– Да, здесь самое важное – это постановка уникальных задач, в этом случае они потребуют от студента большого интеллектуального ресурса. И здесь может помочь искусственный интеллект. Он не решит за него задачу, но помочь может.


– А как вы оцениваете рынок искусственного интеллекта, цифровых технологий в нашем регионе и в России?

– В целом по России есть данные за прошлый год, это порядка 663 млрд рублей, но здесь нужно понимать, что речь идёт именно о продаже программных продуктов и о создании продуктов с использованием алгоритмов искусственного интеллекта.

Но есть ведь и другое измерение, связанное с использованием на предприятиях, в том числе нашего промышленного комплекса, наработок, в том числе собственного, привлечённого к изготовлению, дальнейшего наращивания тех или иных программных продуктов.

В частности, в металлургии у нас активно используют сегодня алгоритмы распознавания образцов, в том числе для оценки качества выпускаемой продукции. Крупнейший наш разработчик здесь, входящий в пятёрку крупнейших в Российской Федерации, компания «СКБ Контур», активно использует и речевые боты, и систему речевой аналитики, в том числе в подразделениях клиентского сервиса и продаж. Два года назад наши студенты на практике приняли участие в обучении чат-бота «Сирена», который значительно помогал в решении задач техподдержки.


– Где ещё сейчас могут помочь искусственные интеллекты? В какие сферы их стоит ввести? Вот мы сейчас перечислили, где они уже активно используются. А какие сферы необходимо модернизировать искусственным интеллектом?

– Ну, во-первых, один из приоритетов использования искусственного интеллекта во всех наших информационных системах – показания государственных услуг. Решение задач умного города, использование искусственного интеллекта в управлении жилым фондом, решение задачи развития ЖКХ. Неиссякаемый источник представляет собой финансовый сектор. Неудивительно, что многие традиционные коммерческие банки сегодня себя позиционируют как организация финансовых технологий. Работающий в Екатеринбурге IT-хаб Сбербанка, традиционно привлекает выпускников Уральского государственно-экономического университета для работ. Это тоже большой центр разработки новых финансовых технологий.


– Ну и давайте вернёмся к студентам. Мы говорим о том, что искусственный интеллект, цифровые технологии используются в УрГЭУ для каких-то операционных вопросов, в том числе для приёма документов и, наверное, где-то ещё?

– Уральский государственный экономический университет более 20 лет реализует программы с использованием дистанционных технологий образования. Речь идёт о том, что у студентов, поступающих в университет, есть возможность выбора – поступить на программы с посещением аудиторий, сдачей лабораторных работ. Или поступить на программы, реализуемые с использованием дистанционных технологий. Так вот, программные продукты для этого разрабатывались и нашими собственными сотрудниками, использовались и покупные продукты. Но для нас значительно более важным является использование и освоение в процессе обучения студентами новых программных продуктов, которые в дальнейшем они встретят у себя на рабочем месте. Наши студенты традиционно проходят практику и стажировки на предприятиях.


– Будем надеяться, что искусственный интеллект и нейросети будут приносить пользу, а выпускники УрГЭУ поспособствуют и приложат к этому руку

– Спасибо.