Алексей Федорченко: хочу делать то, что до меня никто не делал

Культура

Уральский кинорежиссёр Алексей Федорченко на днях получил престижную премию «Ника» за фильм «Война Анны». Как складывается актёрская судьба Марты Козловой и откуда возникает желание писать сценарии к собственным кинолентам? Подробности – в интервью для программы «События. Итоги дня» на ОТВ.


Здравствуйте. Очень рады вас видеть. Не так давно мы радовались одной награде, сейчас другая – «Ника», и не одна. Мы вас поздравляем.

Спасибо.

Если к своей награде вы шли долго, то девятилетняя актриса, которая получает «Нику» – как вы думаете, что изменится в её жизни после этого?

Очень бы хотелось, чтобы ничего не изменилось. Хотя она взрослый и зрелый человек, но играть со славой – опасное дело, тем более в таком возрасте. Она любит получать призы, но не то чтобы очень сильно хотела работать в кино.

Вы в нашей студии уже рассказывали, что увидели фотографию этой девочки в фейсбуке, связались с её мамой и сразу же под девочку начали писать сценарий. Почему вы были уверены, что она сыграет?

Мне так казалось. Интуиция же – главное.

Ну а дальше? У вас есть какие-то дальнейшие планы на эту актрису? Уже как на звезду.

Пока нет. Те фильмы, которые я сейчас заканчиваю и начинаю – там для неё нет просто ролей. Если появятся – то почему нет? Она хорошая.

А она сама уже получает какие-то предложения? Вы всё равно для неё как отец – человек, который привел её в кино.

Она получает предложения, но я запретил ей сниматься в сериалах, и она чаще всего отказывается.

А запретил – это вопрос авторитета или договорные отношения?

Это совет.

Прислушивается?

Ну, она отказывается. У неё была пара небольших ролей и очень неплохой клип, такой фильм, и пока всё.

Киноагрегаторы, описывая фильм «Война Анны», очень часто ставят жанр «хоррор». Вы говорите, что это сказка, и вы снимаете только сказки. Нет ли здесь противоречия?

Ни разу не встречал я, что это хоррор. Это драма такая, если говорить о жанре. Я действительно снимаю сказки. Если бы я не нашёл некий отход от реальности в этой истории, то не стал бы снимать.

Когда фильм выйдет в прокат?

Он выходит в широкий прокат 9 мая.

Вы, наверное, обрисовываете какую-то аудиторию, какого-то зрителя, которому вы хотели бы показать этот фильм. Кто эти люди?

Этот фильм для широкого зрителя любого возраста.

Даёт ли «Ника» какие-то возможности для движения вперёд? Я имею в виду какие-то удачные предложения – может, деньги вам несут с распростёртыми объятиями? Только снимайте.

Да нет, надо на призы здраво смотреть. Некоторые после «Ники» не снимали ничего, если посмотрите список призёров. Это просто приятно, и для съёмочной группы, наверное, очень важно. А так – нельзя на это смотреть долго. Надо смотреть вперёд.

Куда вы смотрите сейчас, что происходит?

Я только что закончил большой полнометражный документальный фильм «Кино эпохи перемен» об особенностях кинопроизводства 90-х годов. Заканчиваю игровой фильм «Последняя милая Болгария» по книге Зощенко «Перед восходом Солнца», и запускаюсь на фильм «Большие змеи в Ле-Кале», это историческая такая – ещё жанр не придумал, критики придумают – история про отношения Кавказа и России XIX века.

Какова судьба ещё одной важной героини – кошки? Следите ли вы за её непростой жизнью?

Нет, я не отслеживаю. Мы её взяли очень больной, в приюте, подлечили, но пришлось отдать врачам, чтобы они её долечили, и её кто-то забрал.

То есть сейчас у кого-то дома живёт актриса.

Это мальчик, его зовут Мажор.

А в фильме это кошка или кот?

Кто-то.

Всё-таки интересно: вы снимаете по собственным сценариям – почему? Вас не устраивают существующие? Это ваша позиция?

Мне, во-первых, нравится писать сценарии. Это моя профессия. Я закончил сценарный факультет. Во-вторых, во всём мире большой кризис сценарный, и шаблоны переходят из одного фильма в другой, так или иначе видоизменяясь, а мне хотелось бы как-то ломать эти шаблоны и делать то, что до меня никто не делал. Это не получается, если работаешь с профессиональными большими сценаристами: всё-таки они укладываются в некую схему, поэтому мы каждый раз что-то придумываем, что-то новое, что ещё никто не делал. Если это кто-то делал, то мы делаем иначе. Этот сценарий я писал с Наташей Мещаниновой, а последние три – с Лидой Конашовой, это мой соавтор из Москвы, мы сделали четыре сценария, три пьесы и написали книжку – за три года работы. Вот это очень интересно и приятно.

Мне кажется, у нас дефицит практикующих преподавателей, которые могли бы преподавать кино, сценарную работу здесь, на Урале. Не планируете ли вы преподавательскую деятельность, набрать себе учеников, юных падаванов?

Не планирую, хотя предложения поступают – вот, кстати, вчера мне пришло приглашение возглавить факультет киноуниверситета в Одессе. Думаю над этим.

Вопрос от зрителей: создайте хороший, нешаблонный фильм о рабочем человеке. Настоящий фильм. Рассмотрите такой вариант? Или это не ваше всё-таки?

Ну почему, если интересная история. Не бывает так: что бы мне сделать для рабочего человека? Всё-таки сначала выстреливает история, которую можно в одном предложении рассказать – фильм о том, что рабочий попал в такую-то ситуацию, с ним случилось то-то и то-то. Это может быть рабочий, это может быть профессор, это может быть дворянин или священник. Неважно.

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00