Неоготика, барокко и модерн – на улицах Екатеринбурга

Культура

«События» продолжают спецпроект, посвящённый областным памятникам архитектуры. Их можно увидеть в новом шеститомном издании «Стили в архитектуре Свердловской области» и некоторые из них – на улицах Уральской столицы.

Во второй половине XIX века на Урале возникла потребность в украшательстве. Так, известный всем уральцам Дом Севастьянова, изначально построенный в стиле классицизма, в 60-е годы обрел нетипичный готический стиль в русле эклектики. Среди других особняков города он и сейчас выделяется парадностью и изяществом. В композиции здания – сложная угловая ротонда с бельведером. Владельцем дома был чиновник горного ведомства Николай Севастьянов.

По распространенной легенде, Севастьянов был настолько богат, что хотел покрыть крышу особняка золотом, однако не получил на это высочайшего разрешения. По другой версии, сам Севастьянов даже никогда не жил в этом доме – он ютился в скромном деревянном домике напротив, а роскошный особняк сдавал в аренду. Дом Севастьянова – единственный на Урале пример неоготики. Увидеть изящный декор и интерьер своими глазами теперь может каждый. По распоряжению губернатора залы открыли для проведения экскурсий.

Внимание, наверно, каждого прогуливающегося в центре Екатеринбурга привлекает полукаменное-полудеревянное здание. Это единственный образец стиля «уральский модерн» в Свердловской области – Дом доктора Сяно. В 1910 году это здание было построено для врача Исаака Сяно, специалиста по детским и женским болезням. Первый – каменный – этаж сдавался в аренду под магазины и конторы. Второй – деревянный – отводился под приёмные и больничные покои. В отличие от других строений в стиле модерн, дом доктора Сяно выделяет значительная протяжённость фасадов и крупный масштаб. Для модерна здесь характерна форма оконных проёмов и переплётов – они имели свою графику. Второй этаж – это ассиметричная композиция и ломаная конфигурация кровель. Крыши имеют острый и очень динамичный силуэт.

К сожалению, век модерна был недолгим – он стал объектом ожесточённой политической критики. Валерия Звагельская: «Его как только не называли: буржуазный стиль, загнивающий стиль, умирающий стиль… объекты этого стиля в нашей стране понесли очень много утрат».

Но все же памятники архитектуры конца XIX – начала XX веков на Урале сохранились, но многие в другом стиле. Так, например, Екатеринбургский театр оперы и балета. Изначально фасад здания проектировался в стиле модерн, но в начале XX века власти решили, что театр недостаточно роскошен и зрелищен. Местный архитектор Бабыкин изменил фасадную композицию в стиле барокко с ярким декоративным убранством. Появились статуи, различная атрибутика с обилием скульптур – всё, чтобы демонстрировать богатство и роскошь. Практически без изменений театр сохранился до наших дней. В этом году храм Мельпомены отмечает 100-летний юбилей.

Шеститомник «Стили в архитектуре Свердловской области» станет отличным путеводителем по памятникам культуры Урала. Его уже отметили премией губернатора. Издание хотят сделать доступным для всех читателей. Яков Силин: «Давайте мы с этим выйдем на все уровни, где можно единогласно сказать – это наше достижение, это наши ученые писали, это наши историки, архитекторы».

Сейчас всю серию можно приобрести в книжных магазинах, а также увидеть на полках библиотек и музеев. В планах – издать шеститомник на CD и DVD-дисках.


Татьяна Румянцева

Другие новости

Редкие кадры

20 Ноября 2019, 00:00