В Екатеринбурге представят картины Ильи Репина и его учеников

Культура

Екатеринбуржцы впервые смогут увидеть подлинные произведения русского художника Ильи Репина и его учеников. В экспозицию вошли картины из девяти музеев и частных коллекций.

Не нужно быть ценителем искусства, чтобы узнать эти полотна. «Мужичок из робких», «Нищая», эскизы к картинам «Не ждали» и «Запорожцы» Репина встречались во многих школьных учебниках. А вот вживую подлинники екатеринбуржцы увидели впервые. Правда, говорят сотрудники музея, за картины пришлось побороться.

Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств: «И "Нищая", и "Мужичок из робких" – из Иркутска и Нижнего Новгорода, они находятся сейчас не в Русском музее, а здесь. Нам удалось заранее договориться и заполучить их в нашу экспозицию, а не в Санкт-Петербург».

В Екатеринбург привезли больше сотни произведений живописи и графики Ильи Репина и его учеников. Вот, например, «Мефистофель» – из коллекции Пермской художественной галереи. В роли мифического персонажа – начинающий художник Девяткин.

Юлия Тавризян, директор Пермской государственной художественной галереи: «Эта работа была написана в мастерской в рамках учебных штудий, когда Репин рассказывал ученикам о работе со светом. Эта работа как раз показывает, как передать освещение, представляющее темные силы».

А вот «Нищая» стоит посреди полевых цветов. Полотно сначала находилось в частной коллекции. Его у Репина в начале XIX века купил коллекционер Владимир Сукачёв, а позже передал в Иркутский музей.

Наталья Сысоева, директор Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачёва: «Есть воспоминания, в переписке репинской встречаются, где он рассказывает о процессе написания этой работы. Эта девочка была написана во Франции, хотя черты типичные русские. Это француженка, которую Репин выбрал себе в натурщицы».

Репин ценил талант в людях. Его он видел и в своих учениках, среди которых были Кустодиев, Малевич, Рерих. Этот портрет литератора Петра Кончаловского написал Серов. Экспрессивность, точность деталей и размашистый мазок – всё указывает на почерк учителя.

Михаил Мингазтдинов, старший научный сотрудник Екатеринбургского музея изобразительных искусств: «Мы можем видеть, как он объединяет традиции, которые он получил у Репина, в его реалистическом, психологическом портрете с новейшими течениями европейского искусства – очень модный широкий мазок, так называемый цорновский мазок».

Проходя по залам, искусствоведы советуют не торопиться. Картины Репина нужно долго и внимательно разглядывать, каждая деталь имеет определенный смысл.

Ольга Горнунг, заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств: «Он передает свою энергию через картины. Когда ты смотришь на произведение подлинное, оно энергетически насыщено. Конечно, нужно смотреть долго, подходить, возвращаться».

Поближе познакомиться с полотнами русского художника и его учеников можно будет в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Экспозиция откроется 29 февраля и продлится до конца апреля. Затем выставка отправится в Омск.

Другие новости

Редкие кадры

20 Ноября 2019, 00:00