В Верхней Пышме возводят четырехэтажный Музей автомобильной техники УГМК

Культура

В Верхней Пышме появится Музей автомобильной техники. Раритетные экспонаты – произведения советского и зарубежного автопрома – разместятся на четырех этажах. Пока здание строят, над машинами трудятся реставраторы.

У него нет водителя и кондуктора, пассажиры не просят «обилетить» – девятиметровый гигант ЛАЗ 965-й модели давно ушел с маршрута, но не оказался на обочине. Машина займет почетное место первого экспоната в новом Музее автомобильной техники УГМК. Алексей Пархомчик, начальник участка по ремонту автомобильной техники автотранспортного цеха АО «Уралэлектромедь»: «Здесь вот обшивка боковин менялась, пол, соответственно, был демонтирован, снаружи были установлены листы, сиденья полностью, остался только каркас от сидений, всё сделано заново».

1972 году такой автобус был самым распространенным общественным транспортом на дорогах Советского Союза. Этот раритет к реставраторам попал из Крыма. За полгода слесари и сварщики заменили 70% кузовного железа, перебрали ходовую часть и мотор, осталось вставить стекла и запустить двигатель. Вот только как это сделать, если привычного ключа зажигания на приборной панели нет? «Сперва включается масса, затем включается тумблер зажигания, и просто нажимаешь кнопку стартёра. Завелся».

Рядом с гигантом автопрома – настоящий пионер: реставраторы колдуют над четырехместным ГАЗ-А, первым советским легковым автомобилем, который стали собирать на конвейере. Машина – лицензионная копия «Форда» модели А, только попроще. Открытый кузов и менее вычурная радиаторная решетка отличают советское авто от заокеанского брата, при этом двигатели у машин одинаковые. Юрий Гудков: «Бензонасоса нет, топливо идет самотеком из бензобака в карбюратор».

Обе машины будут выставлены в экспозиции автомобильного музея. На четырех этажах здания, которое только начали возводить в Верхней Пышме, почетные парковочные места займут 500 экспонатов. Масштабная стройка закончится через два года. Станислав Чуркин, директор музея автомобильной техники УГМК: «Будет у нас широко раскрыта тема спортивных автомобилей. То, что здесь представлено, – это десятая часть. Также будет раскрыта история автомобилестроения, начиная от первых автомобилей в России и заканчивая девяностыми годами».

Пока же временным домом для музейных экспонатов стал склад на территории завода «Уралэлектромедь». В нем уже можно встретить уникальные раритеты, например, четырехсотый «Москвич», кузов которого сделан из березы. Андрей Зимин, ведущий специалист сектора экспозиционно-выставочной работы музея автомобильной техники УГМК: «Тук, тук, тук – слышите звук? Всё, что за капотом, сделано из дерева – двери, каркас и панели, крыша тоже обтянута дерматином, деревянный каркас. Делалось это не для красоты, а из соображений экономии – время было послевоенное».

Всего в реставрационной мастерской сейчас восстанавливают больше десяти автомобилей. Увидеть их можно будет не только в стенах музея, но и на улицах города – практически все машины на ходу, и они обязательно примут участие в параде на День металлурга, который каждый год проходит по центральному проспекту Верхней Пышмы.

Павел Осинцев

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00