Большие последствия маленького вируса

Экономика
Большие последствия маленького вируса

Пандемия коронавируса повлекла самые различные последствия. В первую очередь под удар попали экономика и социальная сфера, причём по масштабу нужно говорить о макрокризисе, поскольку ареал его распространения слишком велик.

В таких условиях основной удар пришелся на реальный сектор экономики: нарушение и заморозка деловых отношений, частичный разрыв производственных и сбытовых цепочек привел к остановке работы бизнеса. При этом многие не имели финансовой подушки на то, чтобы пережить несколько месяцев простоя.

Среди социальных последствий в первую очередь называется риск сокращения рабочих мест, об этом свидетельствуют данные Минтруда: в мае 2020 года безработица выросла до 4,5 млн человек. Особенно уязвимой оказалась сфера услуг, которая не является областью первой необходимости и продукт которой легко может быть отложен или отменен. Согласно опросам предпринимателей, наибольшей проблемой для бизнеса стала обязанность сохранения зарплаты сотрудникам в период вынужденной самоизоляции. Таким образом, многим предпринимателям предстояло выбрать один из двух нежелательных вариантов: закрыть бизнес или сократить штат.

Согласно отчёту Высшей школы экономики (ВШЭ), для 320 тысяч представителей малого бизнеса региональные рынки государственного и муниципального заказа могли быть единственным источником дохода. Фактически, государственный заказ в текущих условиях обретает качество одной из ключевых мер структурной политики в рамках общего антикризисного пакета. При этом представители закупочной отрасли констатируют падение по ключевым отраслям.

«За первое полугодие 2020 года рост в госзакупках наблюдался лишь в первые три месяца до введения ограничения, далее произошло заметное сокращение количества и объёмов размещённых госзакупок, при этом инфраструктурные отрасли первыми показали падение. Так, полугодовые показатели отрасли водоснабжение, водоотведение, услуги по удалению и рекультивации отходов сократились на 94 % по числу размещенных процедур, на 14 % сократилось количество закупок по статье сооружения и строительные работы, на 57 % – услуги транспорта и складского хозяйства. Все эти отрасли традиционно входят в топ-10 отраслей по закупочной деятельности», – комментирует генеральный директор площадки РТС-тендер Владимир Лишенков.

На фоне общего спада в экономике можно сделать ставку на добавочный положительный эффект от бюджетных инвестиций в развитие инфраструктурных проектов как важнейших ресурсов национального развития. В ближайшее время правильным было бы сохранить рабочее состояние сетевых услуг, ЖКХ, транспорта не только для исполнения части майских указов президента, но и для создания импульса экономического развития всех смежных отраслей.

Руководитель направления «Контрактная деятельность и комплаенс-стандарты» ЦСР Ольга Анчишкина также подтверждает основополагающую роль госзаказа в стимулировании и стабилизации экономической системы в целом в разрезе отраслей и регионов и связывает это с целым рядом факторов.

«Во-первых, в российской экономике постоянно увеличивается доля госсектора. В 2016 г. ЦСР оценил долю госсектора в 46 %, а ФАС – в 76 %. На этом фоне в закупках сложился особый сегмент, в котором и заказчиками, и поставщиками выступают государственные организации. Мы называем этот сегмент "Государство для государства" или Government to Government (G2G), и посвятили ему самостоятельное исследование. По нашим расчетам не менее 360-400 тысяч госзакупок на сумму 550-670 млрд рублей проходят в таком режиме.

Во-вторых, государство является преимущественным заказчиком для целого ряда отраслей. Речь идёт не только о космосе или инфраструктурных объектах. К примеру, рынок медицинских изделий – это на 80 % рынок госзаказа.

В-третьих, государство закупает новые, не бывшие в употреблении продукты. Это значит, что госзаказ стимулирует именно производство продукции, создание и сохранение рабочих мест, всю кооперационную цепочку. Такое структурное влияние на экономику имеет чрезвычайно важное значение».

В вышеупомянутом отчёте ВШЭ наглядно демонстрируется, как в карантинный период в регионах, где выделяются самые большие бюджеты на госзакупки, наблюдался экономический рост. Совокупно он составил порядка 32 % с февраля по апрель в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. При этом бизнес говорит о том, доступ к стабильному рынку сбыта более важен, чем доступный кредит.

Таким образом, развитие госзаказа – верный стимул для восстановления экономики в докризисных значениях. Государство ориентирует субъектов экономики на вхождение в его периметр, предлагает успешные практики и готово помогать даже на микроуровне.

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00