Большое интервью с губернатором Евгением Куйвашевым на ОТВ

Политика

9 мая 2012 года состоялась инаугурация Евгения Куйвашева. По прошествии года губернатор встретился с ведущим программы «Акцент» на ОТВ Максимом Путинцевым и ведущим программы «Стенд» на «Четвёртом канале» Евгением Ениным на веранде Дома журналистов. Разговор получился крайне серьезным. Обсуждали выборы мэра Екатеринбурга и вопросы о неразграниченных землях областного центра. Впрочем, не обошли стороной и простые человеческие темы.

О прошедшем годе

Евгений Енин: Вы рады спустя год своему назначению губернатором или подумали: «Боже мой, во что я ввязался?»


Нет, я не думал так никогда. Когда я соглашался на эту работу, я знал, на что иду. Не в моих правилах о чем-то жалеть.


О друзьях и врагах

Максим Путинцев: По вашим ощущениям, кого Вы здесь, в Екатеринбурге, за год больше приобрели – друзей или врагов? С кем-то ведь наверняка отношения все равно испортились?

Каким бы год ни был содержательным, я думаю, что слово «враг» здесь неприемлемо точно. Безусловно, есть люди, с которыми мы стали соратниками, с ними мы продвигаем идеи и мысли. И, безусловно, есть люди, с которыми – я думаю, это вопрос времени – мы несколько разошлись во взглядах. В целом, и у тех, и других цель одна – сделать доброе для Свердловской области. Ровно, как и у меня.


О бюджете

Е.Е.: Перейдем к бюджету. Когда Вы в должность вступали, бюджет был 140, сегодня – 160 миллиардов. Вы говорили, нужно 200 для того, чтобы все было хорошо.


Во-первых, я не сказал: «Чтобы все было хорошо». 200 нужно было на тот момент, сейчас нужно еще больше. Мы будем стремиться к тому, чтобы увеличивать доходность.

Е.Е.: Этого реально можно добиться? За счет чего?

За счет привлечения инвестиций, реализации программы поддержки промышленности. За счет увеличения заработных плат. Это тоже составляющая часть консолидированного бюджета. Это все реально, и мы над этим усердно работаем. Это и принятие федерального закона о перераспределении налога на прибыль с учетом местонахождения имущества. Это тоже, в свою очередь, повлияет на рост бюджета.

Е.Е.: Вот это – главное из того, что Вы делаете?

Не главное, это – инструмент, возможности. А главное я уже обозначал: и во вступительной речи своей, и могу сказать сейчас. Главное – это рост качества жизни уральцев.


О поддержке спорта

М.П.: Евгений Владимирович, я тоже про бюджет спрошу. Только я зайду с другой стороны. Большой спорт – это и радость, и беда. Радость, когда выигрывают наши команды, особенно за футбольный «Урал» приятно – вышли в Премьер-Лигу впервые за много лет. Хоккейный «Автомобилист» вроде бы пытаемся подтянуть на некий иной уровень. Но возникает вопрос: где взять денег на достойное выступление? И КХЛ, и Премьер-лига – если хотим результатов, придется больше денег вкладывать. Откуда? Нет у нас ни нефти, ни газа, нет таких супербогатых спонсоров. Что делать?

Будем работать по поиску этих спонсоров. Сама цель продвижения наших команд – чтобы мальчишки, которые начинают заниматься спортом, у кого есть хоккейные, футбольные или другие кумиры, могли к чему-то стремиться. И чтобы это было не далеко где-то – в Москве, Санкт-Петербурге или за океаном, а здесь, у нас. Это к нам будут приезжать лучшие футбольные клубы страны. Если мы добьемся права выступать на международных турнирах, то это возможность приезда к нам звезд первой величины. Это законченная цепочка развития физкультуры и спорта. Без мотивации, без результата, без, если хотите, «американской мечты», сложно что-либо сделать. Мы все критикуем в период проигрыша наших спортсменов во время Олимпийских игр, Чемпионатов мира, а не надо критиковать, нужно двигаться вперед. Это тот самый шаг, который позволяет добиваться еще больших результатов.

М.П.: Просто уточним, бюджетное финансирование команд будет расти или при помощи спонсоров будем поддерживать?


Безусловно, первой задачей мы ставим привлечение спонсоров. Будем стараться, не исключая и увеличения бюджетного финансирования. Но это будет соизмеримо и пропорционально.


О предстоящих выборах

Е.Е.: Яков Силин, вице-губернатор, Ваша «правая рука» идет в мэры Екатеринбурга. Это ж не тайна. Означает ли это, что Вы хотите получить контроль над Екатеринбургом?

Во-первых, никто не куда еще не идет. Еще нет предвыборной кампании. Идет демонстрация возможностей тех или иных людей. Это не только связано с Яковом Силиным, я могу добрый десяток фамилий Вам назвать. А по поводу контроля – что значит «контроль»? Речь идет о реализации тех программ, которые мы наметили. Речь сейчас не идет о какой-либо предвыборной агитации, а только о демонстрации возможностей.

Е.Е.: Возможности Силина стать мэром Екатеринбурга?

В том числе, возможно, и это. Речь сегодня идет о другом: мы предлагаем различные подходы к развитию Екатеринбурга, а екатеринбуржцы определятся.

Е.Е.: Означает ли это, что при каких-то условиях, продемонстрировав эту возможность, Яков Петрович может и не пойти?

Настанет время регистрации кандидатов, безусловно, мы уже тогда будем говорить. То, что Яков Петрович заявился для участия в праймериз, наверное, нет смысла скрывать и говорить, что у него нет желания. Но сегодня мы же говорим о другом.

Е.Е.: Договоренности с мэрией, о которых на прошлой неделе гудели: о том, что Силин – это согласованный кандидат, Высокинский, очевидный кандидат от мэрии, не идет. Поделили, договорились – и вот так все будет. Были договоренности?

Я не знаю, о каких договоренностях речь идет. Речь идет о нормальной работе. Нет еще предмета договоренностей. Нет объявления о начале избирательной кампании. Идет нормальная работа по выстраиванию перспективного развития Екатеринбурга, в том числе через политические процессы. Если говорить, что мы тут все договорились, кто будет мэром… Во-первых, екатеринбуржцы должны решать, кто будет мэром.

Е.Е.: Нет, мы договариваемся, кто идет, а решают потом екатеринбуржцы.

Есть партийная дисциплина, и члены партии определят через праймериз, кто пойдет. Это будет неправильно, если я сейчас Вам буду говорить и решать за всех.

Е.Е.: Давайте зафиксируем, это действительно важно, что нет никаких договоренностей, что Высокинский не идет и мэрия не претендует на место мэра.

Все будет решаться в рамках партийных праймериз или решения той или иной партии. После этого мы начнем различного рода консультации.


О программе «Столица»

М.П.: Я продолжу выборную тему. Мы много интересного узнаем о взаимоотношениях города и области. Ну, например, нам сообщили, что программы «Столица» - юридически, по крайней мере, - не существует. Что это, по сути, возврат части денег, которые область изымает у муниципалитета в качестве налогов. Причем возвращается гораздо меньше, чем город в областной бюджет фактически отправляет. Отсюда два вопроса: во-первых, что со «Столицей», есть она или нет? И второе: будут ли меняться межбюджетные отношения города и области? Насколько они справедливы сегодня?

Вообще, это опасные рассуждения – говорить о том, кто у кого сколько изымает. У нас есть бюджетный кодекс. Это инструмент государственного устройства. И рассуждать на эту тему вне рамок законодательства и, тем более, призывать к чему-то – опасно. Есть полномочия органов местного самоуправления и есть полномочия субъекта Российской Федерации, есть полномочия федеральные. Эти полномочия должны быть обеспечены финансированием. Кто откуда какие деньги берет – это один вопрос. Это вопрос совместных усилий муниципалитета, субъекта Федерации и Федерации. А то, как они распределяются, закреплено в законе. Если рассуждать, кто у кого что забрал, нужно вносить законодательные инициативы. Я бы посоветовал обсуждать это в рамках действующего законодательства. Есть депутаты, есть законодательная инициатива.
Областной целевой программы, написанной на бумаге, нет. Но мы же под программу договорились о 20 млрд., мы это подписали, назвали совместно с городской администрацией «Столицей». И мы выделяем эти деньги. А как мне еще это назвать, если бюджет муниципального образования не дотационный? Поэтому вопрос трактовать можно по-разному, но де факто деньги дополнительно к существующим бюджетным средствам муниципального образования «Город Екатеринбург» выделяются. И в рамках тех договоренностей они будут выделяться. И называется это программой «Столица».


О детских садах

Е.Е.: Есть такая вечная тема, называется «детские сады». Которых все время не хватает, которые обещают дать всем и каждому. А к ним невозможно приблизиться, т.к. все делают и делают, а их не хватает. А сейчас мы на каком этапе?


Приближаемся и приблизимся, я Вас уверяю. Мы уже вернули 76 детских садов, в этом году вернем еще 31 детский сад. Дополнительно построили 34. И планируем закончить программу к 2016 году, когда дети с 3 до 7 лет будут обеспечены дошкольной образовательной услугой в местных детских садах. Это совершенно точно. Тем более, что буквально полчаса назад премьер-министр Медведев проводил видео-конференцию, где подтвердил в том числе федеральное софинансирование реализации этой программы.

Е.Е.: Т.е. мы будем справляться вместе с Федерацией?

Конечно.


О ситуации с БАЗом и промышленности в целом

М.П.: Раз уж мы подводим итоги первого Вашего губернаторского года, кажется, что Вам в том числе пришлось пройти через достаточно серьезный кризис. Я имею в виду краснотурьинскую историю с Богословским алюминиевым заводом, когда приезжал Дерипаска и Вы вели с ним переговоры. Вот сейчас, обернувшись на ту историю, Вам как кажется, это была успешная «операция» или все-таки не совсем полный успех? Почему я спрашиваю – потому что вроде бы острота проблемы снята сегодня, и, тем не менее, мы знаем, что алюминиевое производство постепенно там будет сворачиваться.

Нет, там модернизируется шестой цех электролиза. Насколько мне известно, буквально совсем недавно мы интересовались, как обстоят дела. Все взятые на себя обязательства «Русал» выполняет. Мы выполняем со своей стороны, Внешэкономбанк по кредитованию – со своей стороны. Правительство Российской Федерации обеспечило гарантированное поступление денежных средств. На сегодня нет оснований полагать, что мы не выполним те или иные обязательства. Более того, не взамен, а в дополнение к тем мерам мы приняли решение о строительстве там индустриального парка, который предполагает под собой создание более 4 000 рабочих мест. И есть резиденты: приезжало руководство Внешэкономбанка, которое будет входить с нами в софинансирование строительства инженерной инфраструктуры под размещение там производства. А это тоже вторые, третьи очереди переработки, использования того сырья и отходов БАЗа. Мы выходим в процессинг так называемый, в дополнительную, углубленную переработку.

М.П.: В целом состояние промышленности в области как бы Вы оценили? Как много проблемных, подобных БАЗу, точек?

Если в целом говорить, ярче всего «говорят» цифры. Мы отмечаем экономический рост по итогам 2012 года в 7,8% ВРП. Внутренний региональный продукт приближается сегодня к 1,5 трлн. рублей. Это серьезная цифра. Безусловно, есть отрасли, где модернизация и создание новых рабочих мест идут более высокими темпами, есть заводы, производства, где более низкими темпами, где просто нужна помощь. И с этой целью, я уже говорил, мы предложили к рассмотрению программу поддержки промышленности. Она будет обязательно реализовываться, начиная с 2014 года.

О неразграниченных землях в Екатеринбурге

Е.Е.: Зачем Вы забрали управление неразграниченными землями у мэрии Екатеринбурга? Я бы не спрашивал, но когда объясняется, что вот только чтобы дать многодетным семьям, ну, наверное, можно было по-другому дать. Мэрия бы дала – только не забирайте у нас.

Во-первых, сегодня право распоряжаться неразграниченными землями в областных центрах принадлежит субъектам. И субъект вправе передавать такие полномочия.

Е.Е.: То, что Вы сделали все по закону и вернули себе то, что в законе было прописано, - вопросов нет. Просто до сих пор это было по-другому.

Мы подписываем большое количество соглашений с различного рода вертикально-интегрированными компаниями, с компаниями крупного бизнеса, с соседними субъектами, где мы берем на себя определенные обязательства. Если я подписываю и беру на себя ответственность за исполнение того или иного соглашения под размещение каких-либо объектов, то я должен быть четко уверен, что оно будет выполнено. И мы сегодня являемся равноправными субъектами земельных правоотношений. Это нормальная практика, в большинстве столичных городов страны она существует. Земля осталась в городе, в муниципалитете остались серьезные полномочия по утверждению правил землепользования и застройки, по проектам детальных планировок и так далее, т.е. никто ничего ни у кого не забирал. Здесь просто идет более детализированная работа с процессом, где Свердловская область будет являться равноправным субъектом земельных правоотношений.


О свердловчанах

М.П.: У меня два вопроса, которые вытекают логично один из другого. Во-первых, спустя год, после того, как Вы начали работать губернатором, можете ли Вы себя назвать уже настоящим уральцем, екатеринбуржцем? Мы помним, что Вы в Тюмени долгие годы работали, потом к нам переехали в должности полпреда. И вообще: чем наши люди, которые здесь живут, от тюменцев отличаются? Есть какие-то принципиальные моменты, на которые можно обратить внимание?

Начнем с того, что я – гражданин Российской Федерации. У каждого – свой жизненный путь, и так случилось, что мне выпала большая честь и счастье работать в Свердловской области. По-другому я к этому не отношусь и никогда не буду относиться, как бы тяжело ни было.Для меня это счастье и шанс сделать что-то доброе, в том числе и для Свердловской области. А люди везде разные, абсолютно. Я работал и в Москве, и в северных регионах, в Тюмени. Они все разные, но, поверьте, все – достойные люди. Жители Свердловской области целеустремленные, настроенные на производство. Это все связано с укладом жизни, если мы говорим про людей, которые живут на Ямале или в ХМАО, нефтяников, у них совершенно другое мышление. Работа определяет характер, стиль жизни.


Об отношениях с элитами

Е.Е.: А Вам удалось наладить отношения с элитами здесь, в Екатеринбурге?


По крайней мере, с теми, с кем я общаюсь, думаю, что да. С теми, с кем было общение или предстоит, мы обязательно найдем нужное русло, в котором нам нужно друг другу помогать и реализовать те планы, о которых заявляю я, и их планы.

Е.Е.: Вы привлекли снова Росселя, Чернецкому поручили ЭКСПО.

Давайте не будем отрицать, что это люди с колоссальным опытом. Я всегда опираюсь на опыт, стараюсь не допускать ошибок, анализировать работу предыдущих руководителей – и Александра Сергеевича Мишарина, и Эдуарда Эргартовича Росселя. И мне небезынтересен опыт Аркадия Михайловича Чернецкого. Они еще могут послужить и Свердловской области, и Екатеринбургу, что они, собственно, и делают.

О работе правительства области

М.П.: В продолжение темы элит, правительство Свердловской области вполне туда входит. Довольны ли Вы работой кабинета министров, и ждать ли нам в ближайшей перспективе или более отдаленной каких-то кадровых перестановок?

Глобальных перестановок не будет, я считаю, что правительство очень профессионально. Безусловно, нет предела совершенству. Я считаю, сегодня там собрались люди, которые искренне хотят изменить положение дел к лучшему. Это основная их мотивация. Штрихи к работе мы всегда будем добавлять, без этого не обходится нигде. Это постоянная работа механизма, который требует в том числе и замен, но это лишь дополнения.

М.П.: В этом Вы будете на местные кадры полагаться или приглашать тех, кто Вам известен по предыдущей работе?

Конечно, на местные. Вы в этом убедились: упор в работе правительства Свердловской области мы делаем на местные кадры. Я считаю, что здесь достаточно подготовленных людей, которые могут возглавить то или иное направление.


О телебашне

Е.Е.: Что не вычеркнуть из Ваших достижений за этот год – так это получение телевизионной башни в областную собственность. То, что вокруг будет парк – это решено. Это гениальное решение. Когда будет окончательно решено, что будет с самой башней?

С 1 мая начал работать комитет по приемке предложений, МУГИСО собирает эти предложения. На «ИННОПРОМе» будут подведены итоги, с привлечением архитектурного сообщества, общественности. Победитель получит денежное вознаграждение, и будут еще два утешительных приза. Я все-таки склонен считать, что башня должна стать законченным символом Екатеринбурга.


Об итогах прошедшего года

Е.Е.: В принципе, за этот год что Вы оцениваете как свои удачи и неудачи?

Я бы не сказал, что какие-либо неудачи были. Об удачах мне самому неудобно говорить, самого себя хвалить. Во-первых, я считаю, знаковый год для нас всех был. Удача для Екатеринбурга, для всей Свердловской области – получение права на проведение Чемпионата мира по футболу. Я считаю, что мы достаточно живо и активно двигаемся в продвижении Екатеринбурга в борьбе за право проведения ЭКСПО. Сдвинулся с «мертвой точки», уж извините, что так говорю, хотя все работали, нельзя кому-либо в заслугу отнести, вопрос реализации проекта особой экономической зоны «Титановая долина». На новые рельсы встал промышленный комплекс, точнее его отдельные подотрасли – машиностроение, металлургия. Мы видим хороший экономический рост – это тоже. Мы наметили массу направлений, по которым нам необходимо двигаться. И сегодня эти направления достаточно известны, перечислять их смысла нет. Практически каждый день мы подводим промежуточные итоги реализации тех или иных проектов либо предлагаем новые. По крайней мере, все то, что я начинал, о чем мы говорили, - мы двигаемся. Двигаемся в том темпе, который мы декларировали при запуске этих программ.


Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00