Крупнейшее в Азии логово пещерных гиен обнаружили уральские палеонтологи

Крупнейшее в Азии логово пещерных гиен обнаружили уральские палеонтологи

Ученые Института экологии растений и животных УрО РАН, УрФУ, Института геологии и минералогии СО РАН совместно с коллегами из Абаканского клуба спелеологов выяснили, что пещера Инейская в Хакасии долгое время была логовом пещерных гиен.

Ученые считают, что это крупнейшее логово пещерных гиен в Азии. Всего палеонтологи набрали там порядка 400 кг костей и отправили их в Екатеринбург.

«В России есть подобная — Пещера географического общества на Дальнем Востоке. Но она была раскопана еще в конце советских времен. Все найденные там материалы хранятся в Зоологическом институте РАН в Санкт-Петербурге. Но даже там не столь много остатков гиен и, к примеру, нет целых черепов. У нас аж два целых черепа — это очень большая редкость. Находки целых черепов в России можно посчитать по пальцам одной руки. В итоге один череп остался в Абакане, второй — отправили для изучения в Екатеринбург», — рассказал старший научный сотрудник лабораторий естественнонаучных методов в гуманитарных исследованиях УрФУ и палеоэкологии Института экологии растений и животных УрО РАН Дмитрий Гимранов.

В числе находок крупные животные: мамонты, носороги, бизон, як, гигантский большерогий олень, дзерен (антилопа родственная сайгаку). Из хищников — древние бурый медведь, лисица, волк. Из грызунов — сурок и другие мелкие грызуны, которых еще предстоит определить. Также ученые обнаружили остатки лягушек, жаб, птиц, рыб.

«Для Хакасии подобные местонахождения неизвестны. В пещере представлено много остатков животных, список фауны достаточно велик. <…> По остаткам носорога Мерка удалось установить датировку находок — 42 тысячи лет. Кроме того, находки нам еще расскажут о флоре, фауне того времени, чем питались животные, каким был климат на этой территории», - прокомментировал старший научный сотрудник Института геологии и минералогии СО РАН Дмитрий Маликов.

То, что пещера была логовом гиен, подтверждают как минимум два факта: все найденные там кости погрызаны и есть несколько костей в анатомическом порядке.

Фото: Дмитрий Гимранов