9 мая в центр Верхней Пышмы войдут танки и самоходки

Общество

9 мая центр Верхней Пышмы займут танки, пушки и самоходки. По традиции, своим ходом здесь пройдет техника Великой Отечественной. Сейчас к участию в торжественном шествии готовят редчайшие выставочные экземпляры.

За окном февраль, а Любовь Буторова уже готовится к 9 мая. В День Победы эта хрупкая девушка поведет по городским улицам танк: «Это рычаг коробки передач, это педаль газа, рычаги управления поворотов и сцепление. Тормоза, видимо, еще нет. А может, и не будет». В автотранспортном цехе "Уралэлектромеди" уже сложилась традиция: кто машину реставрирует, тот и на парад на ней едет.

Любовь Буторова, обойщик участка ремонта и реставрации военной техники и ретроавтомобилей ОАО «Уралэлектромедь»: «Когда я в первый раз пыталась повернуть, у меня не получилось. Видимо, танк был большой. Не помню, на каком я ездила. Надо было газу поддать, а я, наоборот, на повороте скорость снизила. Ну, и тяжело рычаги тягать».

Перед парадом его участники пройдут специальное обучение на полигоне, а пока здесь заняты подготовкой техники. Сейчас к юбилею Победы здесь готовится 12 боевых машин: смазываются детали, проверяется трансмиссия и обновляется краска.

Многие машины собирали практически с нуля. Чтобы дать вторую жизнь этому боевому ветерану, рабочим пришлось буквально вытряхивать из него пули. Фирдус Нурмухаметов, слесарь участка ремонта и реставрации военной техники и ретроавтомобилей ОАО «Уралэлектромедь»: «Боковины были все пробитые. Некоторые детали – железо. Крыльев не было, все разорвано было. Весь полностью экипаж погиб. Видно, хороший удар был».

Детали для боевых машин обменивают, приобретают на других предприятиях или делают сами. Чтобы отреставрировать исторические экспонаты, приходится поднимать архивы. Фарит Хафизов, начальник автотранспортного цеха ОАО «Уралэлектромедь»: «Отсутствуют фрагменты, в бою повреждены. Нам приходится эти фрагменты заново чертить, эскизировать. Сложность заключается в том, что готовых чертежей нет».

70-тонный паровоз сталинской эпохи прибыл сюда с Ямала. Машину доставляли на Урал по частям с помощью вертолета. Бригады рабочих несколько недель трудились за Полярным кругом, чтобы подготовить раритет к перевозке. Этот паровоз простоял в тундре больше полувека, и сейчас его одевают в броню. Как утверждают специалисты, ветеран полностью сохранил начинку и даже рабочий котел. Однако своим ходом он уже вряд ли когда-нибудь тронется с места. Транспортировать на музейную площадку в Верхней Пышме его будут с помощью 150-тонного крана.

В музее военной техники УГМК для этого гиганта уже подготовили специальную площадку. Полностью закончить реставрацию планируют в апреле. Алексей Пархомчик, начальник участка ремонта и реставрации военной техники и ретроавтомобилей ОАО «Уралэлектромедь»: «Где депо были, они занимались этим восстановлением. У нас таких специалистов узкого направления нет. Приходилось доставать чертежи, разбираться с чертежами, подбирать металлы, материалы, делать приспособления специальные, потому что броня – это вещь опасная, может сорваться».

Если паровоз останется на постаменте, то остальная техника скоро пройдет обкатку. Всего к юбилейному Параду Победы здесь готовят около 40 боевых машин. Причем три из них 9 мая проедут по главной площади Екатеринбурга.

Ксения Момот

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00