Итоги года – 2020: борьба с COVID-19

Общество

2020 год погрузил нас всех в новую реальность. Слова коронавирус, удаленка, социальная дистанция в разговорах стали такими же привычными как маски, антисептики и тесты ПЦР в жизни. Количество заразившихся людей в Свердловской области за все время пандемии к концу декабря превысило 58 тысяч. Практически как население Полевского, например. И это колоссальный труд врачей, что большинство из них сейчас здоровы. Именно на систему здравоохранения пришелся первый удар.

Накануне Нового 2020 года еще никто не догадывался, что эти 366 дней войдут в историю как «вирусные». Пока весь мир готовился к празднику, в Китае уже началась глобальная перезагрузка. Новости из Поднебесной, где в городе Ухань впервые обнаружили неизвестный никому тип инфекции, тогда казались чем-то нереальным.
Светлана Карманова, жительница Ханчжоу (Китай): «Все китайцы, иностранцы носят маски, закрылись места большого скопления людей: бары, клубы, рестораны – всё закрыто».

Между тем уже в январе уральцы, отдыхающие в Китае, словно побывали в плену невидимого врага. Из-за вспыхнувшей инфекции туристы не могли вылететь из страны, им запретили покидать отели.

«При входе в отель у нас меряют температуру пистолетом специальным, и если у тебя всё нормально, тебя пропускают».

Линию фронта на Среднем Урале очертили сразу же, объявив войну коронавирусу. В аэропорту все те, кто прилетел из Азии, проходили двойной тепловизионный контроль. Пассажиры рейсов из Китая с трапа самолета отправлялись на двухнедельный карантин в обсервацию – их тогда открыли по всей России. Эта мера была необходима для профилактики, чтобы сдержать наступление ковида. С конца февраля российские границы закрывают для граждан КНР, а в следующем месяце – для всех иностранцев.

17 марта в Свердловской области подтвержден первый случай коронавируса. «Нулевой пациент» – девушка, прилетевшая из Италии. Новость об этом публикует в своем инстаграме губернатор. Уже на следующий день Евгений Куйвашев вводит в регионе режим повышенной готовности.

«Не поддавайтесь панике. Давайте беречь свое здоровье и здоровье близких».

Вирусу дают отпор, объединяя усилия. Массовые мероприятия отменяют, в общественном транспорте и на улицах проводят тотальную дезинфекцию. На генеральную уборку в подъездах люди выходят по собственной воле, лишь бы уберечь себя и соседей от ковида.

Галина Хорошавина, жительница Екатеринбурга: «Чтобы вирус в дом не зашел. Это самое главное».

Вместо белого флага – целая армия людей в белых халатах. Весной против коронавируса разворачивается масштабная военная операция. Свердловские больницы перепрофилируют в ковидные моногоспитали. Одной из первых это сделала сороковая в Екатеринбурге, ставшая своеобразной крепостью. Корпуса здесь построены таким образом, что каждый бокс изолирован. Это исключает лишние контакты. Медики работают в противочумных костюмах, которые, как доспехи, защищают их от противника. А для пациентов здесь используют «саркофаги».

«Это бокс, который предназначен для транспортировки всех пациентов с подозрением на особо опасное инфекционное заболевание».

На новый уровень выходят свердловские лаборатории. Если в начале пандемии анализы приходилось отправлять в Новосибирск, то уже в конце апреля исследования проводят местные специалисты, что в несколько раз сократило время ожидания результата.

Мария Никонова, медицинская сестра пункта забора биологического материала: «Берем сначала из носа, потом из зева, стараясь как можно глубже проникнуть, потому что вирус живет в мягких и глубоких тканях».

Врачи, оказавшиеся на передовой борьбы с коронавирусом, безусловно, стали настоящими героями. На тропу войны в первых рядах вышли инфекционисты. Они, как солдаты-новобранцы, с таким серьезным противником лицом к лицу столкнулись впервые в жизни. Но не потеряли боевой дух.

Наталья Малышева, и. о. заведующего инфекционным отделением № 2 ГКБ № 40 Екатеринбурга: «Я не думаю о страхе на самом деле. Приходя на работу, мы идем просто работать. У нас, инфекционистов, выбора нет: нам надо бороться с этим».

Мобилизовались и те медики, кто никогда раньше не имел дело с вирусами, даже известными. Кардиологи, эндокринологи, неврологи, гастроэнтерологи и терапевты буквально пошли на подвиг, изменив специализацию. На фронт вызвалась и 22-летняя екатеринбурженка Ирина Федоровская, мечтающая стать акушером. Но ради того, чтобы быть полезной здесь и сейчас, медсестра не только сменила профиль, но и рассталась с семьей: с родными общалась только по видеосвязи и гораздо реже, чем с пациентами.

Ирина Федоровская, медицинская сестра городской клинической больницы № 14 Екатеринбурга: «Уйти и просто так бросить работу нельзя, и оставить пациентов, которые нуждаются в моей помощи, я не могу».

Помощь с тыла, как и на любой войне, не заставила себя долго ждать. С первых же дней больницы снабжали стратегическим запасом средств индивидуальной защиты. Маски, перчатки, противочумные костюмы, респираторы и очки – в общем всё, что стало крепкой броней медиков, – в одночасье стали на вес золота.

«В нем удобно быть не может! Но данный костюм именно хорош тем, что он защищает».

На подмогу докторам, сражающимся с инфекцией, поступило и современное медицинское оборудование: в медучреждениях появились новые компьютерные томографы и УЗИ для диагностики, аппараты искусственной вентиляции легких – для тяжелых пациентов. Автопарки свердловских больниц пополнились машинами скорой помощи, чтобы медики могли быстрее добраться до линии фронта.

Всеобщая мобилизация уже осенью помогла свердловским врачам вернуться к штатной работе. Поликлиники возобновили плановый прием пациентов, который из-за пандемии пришлось остановить. Только теперь, в новой реальности, все соблюдают меры безопасности: это маски, дистанция, обработка рук. Чтобы снизить риски заражения коронавирусом, в сентябре началась вакцинация от сезонного гриппа. Сделать прививку можно было даже в торговых центрах.

Николай Иванов, житель Екатеринбурга: «Предупредили же, что если грипп накладывается и коронавирус друг на дружку, это вдвойне опасно».

Тестирование новой прививки от ковида в Свердловской области началось в октябре. Для этого выбрали добровольцев. Одними из первых именно медики подставили плечо коллегам, изучающим препарат. Вакцина двухфазная, между уколами должен пройти строго 21 день. За самочувствием привитых следят в Минздраве.

Лидия Лодочникова, заведующая приемным отделением Верхнепышминской городской больницы: «Изоляции у нас нет, поэтому я еду домой, мне хотелось бы защитить еще и свою семью».

А в декабре из Москвы на Средний Урал пришло подкрепление – поступила еще одна партия вакцины от коронавируса из 2 тысяч доз. Первыми в очередь на прививку встали медики, работающие с ковид-пациентами, педагоги и полицейские. Массовая вакцинация остальных свердловчан запланирована на январь. Впрочем, ковид даже перед таким напором сдавать позиции, по всей видимости, не собирается. К концу года число заболевших в регионе приблизилось к 60 тысячам человек. Фронт работы докторов расширяется. В Краснотурьинске, например, для зараженных коронавирусом с нуля построили современный медицинский центр для лечения пневмоний. Как его будут использовать после пандемии, местные врачи уже знают. Ведь защита – лучшая тактика ведения боя.

Анастасия Кондрашова


Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00