Итоги недели: фронтовые письма и фотографии в архиве Свердловской области

Общество

Эти архивы никогда не запылятся. Жители Свердловской области приносят свои семейные альбомы, в которых хранятся фронтовые фотографии и письма уже погибших родственников на хранение специалистам. Съемочная группа ОТВ попала в секретные комнаты и узнала, какие документы представляют особую ценность.

Ирина Каменева работает в Свердловском архиве с 1993 года. Уже и не сосчитать, сколько документов она обработала за это время. Но есть в хранилище среди рядов и до потолка возвышающихся полок особая папка с документами. Внутри – фронтовые письма и фотографии ее отца Каменева Вячеслава Сергеевича:

«Вот, это он. Фотография сделана в фронтовых условиях. Ну, видимо, передышка».

Фотографию сделали в Варшаве в разгар войны. Сам Вячеслав Каменев родом из Тамбовской области. В 1941-м молодого директора школы призвали на службу, а потом и на фронт. Оттуда писал любимой жене, но не о войне, а о том, как невыносима разлука:

«"Как далеко ты от меня и как долго нет от тебя никаких известий! Что с вами? Как живете? Живы ли, здоровы ли? Сегодня я получил письма от бывших сослуживцев, но всё я с великой радостью променял бы на одно слово от любишки", – это он маму так звал».

Каждая строчка – не только память, но и пример эпистолярного мастерства. В красочный рассказ превращалось даже письмо о походе в баню:

«Посмотрел бы кто-нибудь со стороны, с каким наслаждением мы мылились, плескались, натирались, скребли, как хрюкали от удовольствия, смывая с себя кто месячную, кто двухмесячную грязь – такое обыкновенное в нормальной жизни явление здесь превращается в величайшее удовольствие».

В 1944 году Вячеслав Каменев оказался под Варшавой. Оттуда его отозвали с фронта и отправили на службу в суворовское училище в Елец. 9 мая 1945-го он вновь написал семье. Жалел, что не дошел до Берлина.

Ирина Каменева, главный археограф отдела использования и публикации архивных документов Государственного архива административных органов Свердловской области: «"Я бы мог быть в Берлине, то есть со своим полком, и защищать до конца, а я вот здесь сижу, в этом самом Ельце", – и, как он говорил, "дрессирую этих ребятишек". Ну, кому-то надо было это делать. А кто это будет делать, если он учитель, директор школы?».

Подобные документы, неподдельные свидетельства войны, каждый житель Свердловской области может передать на хранение в Государственный архив.

Антонина Лясковская, главный методист отдела научно-справочного аппарата Государственного архива административных органов Свердловской области: «Это могут быть какие-то воспоминания детей войны, внуков участников Великой Отечественной войны, удостоверения, удостоверения к наградам и, конечно же, фотографии. Такой наглядный документ, который переоценить невозможно».

Если состояние старых фотографий или фронтовых писем плохое, но они представляют ценность для архива, то документы могут отреставрировать. Ведь всё это – самое сильное оружие в другой войне, за правду.

Александр Капустин, начальник Управления архивами Свердловской области: «К сожалению, до сих пор имеют место попытки фальсифицировать роль Советского Союза в войне, фальсифицировать отдельное событие предвоенное, военное, послевоенное. И для того, чтобы нам эти атаки отбить, для того, чтобы нам рассказать правду, нам необходимо все эти документы поднять, оцифровать и проанализировать их».

Оцифровать в свердловских архивах планируют как минимум 15 миллионов листов – это документы о войне, о подвигах в тылу, похоронки. Увидеть большинство из них можно будет на выставках, приуроченных к 75-летию Победы.

Валерия Чуб

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00