Итоги недели: возврат денег за отменённые путешествия

Общество
28 Марта 2020, 21:06

Из-за коронавируса уральские туристы рискуют остаться не только без отпуска, но и без денег. Большинство туроператоров оказались просто не готовы вернуть оплату за сорванные поездки. Как поступить, когда в деле все стороны – пострадавшие, выясняли корреспонденты «Событий».

Шел пятый год с момента, когда Ольга в последний раз была в отпуске, поэтому к поездке в Объединенные Арабские Эмираты готовилась основательно и заранее: купила путевку в январе. Больше ста тысяч рублей взяла в кредит. Но шесть дней назад ворота восточной страны закрыли для российских туристов.

Ольга, жительница Екатеринбурга: «Ограничение осуществления пассажирских перевозок объявлено правительством с открытой датой, на сегодняшний день нет точной даты, когда будут открыты границы, и нет уверенности, что к маю они будут открыты, кроме того, до окончания ситуации с наличием пандемии мы не будем выезжать ни в какие страны».

Ольга решила расторгнуть договор с турфирмой – написала заявление, но и тут от путешественницы решили отгородиться:

«Наверное, узнали, что мы пришли, и оперативно закрыли отдел».

Как и для девушки, ситуация для туроператоров оказалась форс-мажорной. Поэтому деньги предприниматели возвращать не собираются даже частично. Свое несогласие они выразили в письме:

«Туроператор пишет, что наступили обстоятельства непреодолимой силы, которые освобождают все стороны договора от взаимной ответственности за неисполнение обязательств по договору. Таким образом, туроператор отказывается возвращать мне денежные средства в полном объеме либо предлагает оставить их на депозите у туроператора и выбрать в последующем какой-либо другой тур, но мне не гарантируется тур на тех же условиях».

Впрочем, и туроператоров, говорят специалисты, сегодня можно понять. В такой ситуации они оказываются впервые. Дело в том, что все деньги, которые уже внесли туристы по раннему бронированию, перечислены в авиакомпании и отели, чтобы самолеты и номера в низкий сезон смогли подготовить к прибытию гостей. Еще часть средств операторам пришлось направить на экстренный вывоз свердловчан из стран, где отдых стал небезопасным из-за коронавируса.

Олег Аксельрод, директор турфирмы, член правления Уральской ассоциации туризма: «Обычно, когда продажи идут потоком, если кто-то отказывается в марте от поездки на июль, – нет проблем, возвращаются деньги из оборота, но сейчас в самом деле в последний месяц нет оборота, и вернуть туристу нечего, не потому что туроператор плохой, а потому что у него действительно пусто на счету».

Когда в деле все стороны – пострадавшие, говорят эксперты, стоит искать компромисс. Поэтому Ростуризм разработал рекомендации для туроператоров: фиксировать стоимость путевки и переносить ее на более благоприятное время. Пока полную сумму поездки в обязательном порядке возвращают по направлениям Иран, Италия, Китай и Корея, которые МИД не рекомендует к посещению. На другие страны эта «услуга» не распространяется, поэтому туроператоры вправе удержать часть денег за понесенные расходы. Чтобы в условиях кризиса эти потери не приравнивались к стоимости всей путевки, в Роспотребнадзоре советуют обращаться в суд.

Татьяна Шулешова, начальник отдела защиты прав потребителей на рынке услуг и непродовольственных товаров управления Роспотребнадзора по Свердловской области: «Я рекомендую потребителям требовать все-таки полную стоимость, если, допустим, туроператор считает, что справедливо иное распределение каких-то расходов, понесенных в связи с исполнением договора и какими-то обстоятельствами, то тогда он может не согласиться, соответственно, на такое изменение или расторжение договора, и точку уже будет ставить суд».

Еще один вариант вернуть часть средств – написать заявление на расторжение договора и дождаться, когда оператору поступят деньги на счет от отелей и авиакомпаний, тогда процент удержания средств за понесенные расходы турфирмой будет меньше. Но лучший выход, говорят эксперты, – всё же перенести отдых на другое время.

Валерия Васильева

Комментарии

Ctrl + Enter
Леха
все продано

30 Марта 2020, 14:09


Гость
все стороны пострадавшие))) смешно

30 Марта 2020, 14:10


Гость
Мне компания Нордавиа отказывает вернуть цену за билет на самолет. Покупала билет за 6 тысяч рублей, возвращают только 2 тысячи. Билет был куплен для отдыха в санаторий Ессентуки на майские праздники

30 Марта 2020, 19:05


Другие новости