Итоги недели: спецрепортаж ОТВ о боевых учениях авиации

Общество

В Центральном военном округе прошли масштабные учения фронтовой авиации. Сами пилоты называют это высшей формой подготовки. Удовлетворительная оценка за полет, который все военные летчики проходят ежегодно, считается провалом.

Экзамен здесь сдают только на «хорошо» и «отлично». Перед каждым вылетом пилот бомбардировщика СУ-24М, вместе с командиром авиазвена внимательно осматривают свой самолёт и как будто общаются с крылатой машиной. Чтобы не только высоко взлететь, но и приземлиться, все возможные неисправности надо выявить на земле.

За один учебный вылет экипажу необходимо совершить бомбовый удар по аэродрому условного противника. Кроме того, в процессе выполнения манёвров, самолёт должен остаться незамеченным для наземных служб ПВО.

Взлетать приходится по 3-4 раза в день. Так воздушные асы шлифуют свое мастерство, чтобы в боевых условиях уверенно выполнять поставленные задачи. Сергей Нечай пилотирует бомбардировщик уже 2,5 года, и в небе, признается, приходится нелегко – Средний Урал является перекрестком воздушных дорог. Это сильно осложняет работу, но в то же время помогает стать настоящим профессионалом.

Сергей Нечай, старший лётчик авиационного звена: «Метеорологические условия были сложными, но позволяли выполнять заход на посадку в штатном режиме. Совершенствоваться необходимо во всём: и в технике пилотирования, и в боевом применении».

На самом деле каждый полет уникален – уровень сложности все время повышается. Только представьте, пилотам необходимо удерживать самолёт всего в 50 метрах над землёй. Скорость в это время примерно 1000 км/час. Это ж какие нервы нужно иметь?

Алексей Пономарёв, командир авиационного звена: «Лётчик летит на малой высоте, не видя земли, доверяет полностью приборам. Это накладывает определённые психологические отпечатки на работу лётчика, но у нас в течение 3-4 крайних лет полёты интенсивные, и все лётчики подготовлены».

Отлетать можно только на «хорошо» или «отлично». Если пилоту ставится оценка «удовлетворительно», то небо для него закрывается. Сергей Ненадов, командир 2-й авиационной эскадрильи: «Мы их не допускаем в полёт, добиваемся хороших результатов, и только после этого они выполняют боевую задачу. На данном этапе выполнили свою задачу на оценку "хорошо". Замечаний практически нет».

Одна из наиболее сложных боевых задач – полёты в ночное время. Вот к выполнению задания готовится очередной экипаж. Авиамеханики проверяют работу оборудования, а инженеры навешивают ракеты и бомбы. Спустя 15 минут длинный разгон, и многотонная машина уходит в ночное небо. На этот раз у экипажа самолёта АН-26 особая задача – сбросить авиабомбу в ночное время. Боевые действия развернутся в 120 километрах от Челябинска на учебном полигоне. По сценарию именно там находится база условного противника.

Основная нагрузка здесь ложится на штурмана. Виталию Порошину необходимо точно рассчитать координаты вражеской цели, по которой будет нанесён авиаудар. Оценка зависит не только от точности попадания, но и быстроты выполнения задачи. Кстати, штурманами становятся только те люди, которые с алгеброй, физикой и геометрией на «ты». Двоечников небо не прощает. Виталий Порошин, старший штурман-инструктор: «У нас должен быть высокий уровень квалификации, чтобы мы могли правильно и грамотно обучить курсантов. Образование инженерное, поэтому мы разбираемся в работе всех приборов, в работе железа. Физика, математика, сопромат – всё это наше».

Успех всей операции зависит ещё и от командира воздушного судна. После сброса бомбы он обязательно должен успеть выйти из зоны разлета осколков. Если неправильно все рассчитать, есть риск, что осколки бомбы, сброшенной тобой же, попадут в самолет, ведь разлетаются они со скоростью примерно 500 метров в секунду. Денис Ядров, старший лётчик-инструктор: «Мы снизились ниже границы облаков, увидели цель, штурман прицелился качественно. Первый заход был у нас с оценкой "хорошо", второй на "отлично". Попадание бомбы. Сработали в штатном режиме».

Спустя два часа АН-26 возвращается на авиабазу Шагол. Все цели уничтожены. Такие учения на челябинском военном аэродроме «Шагол» начинаются рано утром и заканчиваются лишь поздней ночью. Пилоты и штурманы тренируются постоянно. Именно поэтому русские лётчики считаются одними из самых лучших воздушных стратегов в мире.

Павел Чумаков

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00